О гимназии
Одно окно
Методичка
Воспитание
Библиотека
Медиацентр
Фотогалерея
Сервисы
Программа инновационной деятельности
«Внедрение модели рефлексивной диагностики профессиональной деятельности как средство проектирования индивидуальной образовательной траектории педагога» (2016-2019)
Этап/
срок реализации
Основные направления
Организационно-управленческое обеспечение
Информационно-аналитическое обеспечение
Научно-методическое обеспечение
Работа с педагогами
Работа с учащимися
Психолого-педагогическое сопровождение
Планируемые результаты
Подготовительный (январь 2016-август 2016)
1.Формирование коллективного субъекта управления инновационной деятельностью:
‒определение направления инновационной деятельности на основе проблемного анализа;
‒формирование инновационной команды;
‒разработка идеологии и стратегии деятельности педагогического коллектива в условиях реализации инновации.
2.Внесение корректив в Программу развития учреждения образования, фиксирующих план реализации инновации.
3.Оформление документов (локальных нормативных актов) для получения статуса – учреждение образования, реализующее инновационный проект, и организации инновационной деятельности.
4. Разработка системы стимулирования и материального поощрения педагогов, участников инновационной деятельности.
1.Анализ педагогической деятельности учреждения образования (за 3 года) и выявление проблем реализации образовательного процесса.
2.Популяризация инновационной идеи в рамках информационного поля учреждения образования.
3.Составление и представление аннотированных списков научной и научно-методической литературы по теме проекта.
1.Консультацион-ная помощь педагогическому коллективу в выборе инновационной идеи для разрешения вывяленных проблем.
2.Разработка совместно с консультантом инновационной модели, технологии и программы ее реализации.
3.Выявление рисков реализации инновационного проекта, определение мер по их предотвращению.
1.Обсуждение и принятие педагогическим коллективом идеи необходимых и целенаправленных нововведений в деятельность учреждения образования.
2.Осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности.
3.Обсуждение рисков реализации инновационного проекта и путей их предотвращения.
1.Диагностика учащихся на предмет выявления акмеологической позиции.
2.Выявление образовательных запросов учащихся и их законных представителей в области удовлетворения возможностей по самореализации
1.Диагностика педагогического коллектива на предмет:
‒выявления готовности к реализации инновационного проекта,
‒наличия и преодоления барьеров инновационной деятельности,
‒наличия знаний и умений, обеспечивающих развитие рефлексивных способностей учащихся,
‒наличия знаний о процессе формирования акмеологической позиции учащихся.
1.Инновационный проект как пакет документации;
как стратегия и тактика инновационной деятельности учреждения образования.
2.Мотивационная и когнитивная готовность инновационной команды и педагогического коллектива в целом к реализации проекта в учреждении образования.
3.Карта запросов учащихся и их законных представителей в области удовлетворения возможностей по самореализации
Рефлексивно-диагностический (сентябрь 2016-январь 2017)
1.Формирование локальной нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность в учреждении образования.
2. Корректировка и реализация программы и плана мониторинговых мероприятий в рамках проекта.
3. Формирование локальных методических подструктур (школа молодого учителя, школа повышения педагогического мастерства, школа эффективного педагогического опыта; проблемные и творческие группы; постоянно действующий семинар, школа супервизоров и т.д.).
4.Организация инновационно-экспертного совета учреждения образования.
1.Создание информационно-насыщенной среды:
‒оптимизация информационных потоков, отражающих ход и содержание инновационной деятельности в рамках проекта;
‒создание информационно-аналитического центра, обеспечивающего трансляцию образцов педагогического опыта.
2. Обеспечение сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности с целью кооперации в области рефлексивного профессионального обучения на основе педагогического опыта.
1.Консультацион-ная помощь в определении тем педагогических исследований в рамках проекта (на основе данных диагностики и самодиагностики).
2. Организация и проведение методологического семинара «Теоретические основы внедрения рефлексивной модели профессионального развития педагогов как средства формирования акмеологической позиции учащихся».
1.Входная самодиагностика:
‒рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений;
‒уровня педагогической деятельности;
‒уровня педагогического опыта.
2.Освоение:
‒ цикла рефлексивной деятельности;
‒технологии рефлексивного анализа педагогической деятельности.
3. Организация постоянно действующего семинара «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности, направленного формирование акмеологической позиции учащихся ».
4. Организация тренингов «Определение затруднений в профессиональной деятельности педагогов».
1.Организация Школы саморазвития для учащихся 2-3 (1) ступени общего среднего образования.
2.Создание (совершенствование) креативной образовательной среды для учащихся посредством включения в проектно-исследовательскую и социально активную деятельность.
1.Определение диагностических методик, необходимых для выявления уровня сформированности рефлексивной компетентности субъектов инновационной деятельности.
2. Осуществление входной диагностики субъектов инновационной деятельности в соответствии с критериальной базой инновационного проекта.
1.Выявлен уровень сформированности рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений; уровень педагогической деятельности;
уровень педагогического опыта.
2. Выявлены проблемные поля в индивидуальной профессиональной деятельности педагогов, направленной на формирование акмеологической позиции учащихся.
3. Организовано обучение педагогов в рамках проекта и на основе диагностики.
4.Модель креативной образовательной среды для учащихся, организованной посредством включения в проектно-исследовательскую и социально активную деятельность.
5.План работы Школы саморазвития.
Практический (февраль 2017-декабрь 2018)
1. Организация деятельности инновационно-экспертного совета учреждения образования по направлениям:
‒экспертная оценка материалов инновационной деятельности, предоставляемых на педагогические советы;
‒ экспертная оценка материалов педагогического опыта, рекомендуемых для печати, для участия в конкурсах методических разработок, семинарах, конференциях и т.д.;
‒утверждение тем индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта;
‒ составление и анализ промежуточных отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности и УО.
2.Проведение педагогических советов «Презентация образцов эффективного педагогического опыта, обеспечивающего формирование акмеологической позиции учащихся».
3. Создание условий для повышения квалификации педагогов в области осуществления инновационной деятельности:
‒внутри УО (тренинги, семинары, УДИ);
‒вне УО (ИРО, АПО и др.)
4. Создание условий для реализации педагогических инициатив.
5. Создание условий для эффективной работы методического (виртуального) кабинета (ресурсного центра и т.п.), предоставляющего учебно-методические материалы для участников инновационной деятельности.
1.Организация деятельности информационно-аналитического центра по направлениям:
‒информирование педагогической общественности о ходе инновационной деятельности;
‒предоставление информации на сайт УО о реализации проекта;
‒создание банка данных эффективных образцов педагогического опыта, обеспечивающего формирование акмеологической позиции учащихся;
‒предоставление научно-методических материалов инновационной деятельности в методический (виртуальный) кабинет;
‒трансляция эффективных образцов инновационного педагогического опыта (локальный печатный орган, и т.д.).
2. Организация онлайн-конференций, вабинаров, диспутов и др.
3. Консультирование по вопросам осуществления инновационной деятельности в онлайн-режиме.
4. Поддержка сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, основанного на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности, и направленного на формирование эффективного педагогического опыта в области становления акмеологической позиции учащихся.
1. Консультационная помощь по вопросу организации и проведения постоянно действующего семинара, учебных деловых игр, программы работы творческих и проблемных групп.
2. Организация консультирования по вопросу определения программы и плана реализации индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта.
3. Проведение методологического семинара «Рефлексия педагогической деятельности как фактор непрерывного личностно-профессионального развития педагога».
4. Проведение методологического семинара «Актуализация рефлексивности педагога как основы профессионального обучения и развития».
5. Консультационная помощь при осуществлении экспертной оценки материалов педагогического опыта, представленных к трансляции и распространению.
1. Организация постоянно действующего семинара «Рефлексивные методы профессионального обучения и развития педагогов в области формирования акмеологической позиции учащихся».
2. Организация Школы супервизоров (модераторов, наставников, менторов).
3. Определение тематико-содержательных направлений для работы супервизоров.
4. Проведение индивидуального педагогического исследования в рамках инновационного проекта и в соответствии с выявленным проблемным полем профессиональной деятельности.
5.Учебная деловая игра «Разработка критериев эффективности педагогической деятельности в области формирования акмеологической позиции учащихся».
6. Учебная деловая игра «Технология оформления педагогического опыта».
7.Проведение семинара-практикума «Организационно-методические условия аттестации педагогических работников».
8. Групповая работа педагогов в рамках методических творческих формирований по оформлению индивидуального педагогического опыта.
9. Индивидуальная работа учителей по оформлению инновационного педагогического опыта.
1.Социально активная деятельность детско-взрослых сообществ в соответствии с направлениями работы в рамках креативной образовательной среды учреждения образования.
2.Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках креативной образовательной среды учреждения образования.
3. Функционирование Школы саморазвития для учащихся.
1. Осуществление промежуточной диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.
2. Оказание консультативной помощи педагогам и учащимся по вопросам самодиагностики.
3. Просветительская работа в области повышения эффективной педагогической деятельности в рамках проекта.
4. Индивидуальное консультирование педагогов, участников инновационной деятельности, по психолого-педагогическим вопросам в рамках проекта.
5. Содействие созданию психологически комфортной атмосферы взаимодействия участников инновационного проекта, основанной на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности (психологические тренинги).
1. Определенный уровень сформированности (более высокий) у педагогов, участников инновационной деятельности: ‒рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений и навыков;
‒ уровень педагогической деятельности;
‒уровень педагогического опыта.
2. Программа и план, промежуточные итоги реализации индивидуальных педагогических исследований участников инновационной деятельности.
3. Оформленный индивидуальный педагогический опыт учителей, направленный на формирование акмеологической позиции учащихся.
4. Апробированные на практике механизмы представления, трансляции, популяризации образцов эффективного педагогического опыта (уроки, публикации, сборники, дидактические разработки, сайты, блоги и др.).
5. Банк образцов эффективного педагогического опыта УО в области формирования акмеологической позиции учащихся.
6. Разработки методического кабинета.
7. Справка о промежуточных результатах реализации инновационного проекта.
8.Проекты (мини-проекты) учащихся.
Обобщающий (январь 2019 – май 2019)
‒анализ, экспертная оценка полученных результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями проекта;
‒составление и анализ итоговых отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности и УО;
‒презентация, содействие распространению образцов эффективного педагогического опыта (выставки, электронные материалы, открытые заседания творческих групп и др.);
‒подготовка методических материалов по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику;
‒обобщение инновационного опыта УО.
2. Проведение педагогических советов по итогам и распространению инновационного опыта.
3. Организация мероприятий по представлению инновационного опыта:
‒методические декадники;
‒серии открытых уроков и мероприятий;
‒семинары и др.
4. Организация мероприятий по обмену инновационным опытом с УО, работающими по аналогичной инновационной модели.
5. Внесение корректив в Программу развития учреждения образования, изменение модели педагога в соответствии с эффективными результатами инновационной деятельности.
1. Организация деятельности информационно-аналитического центра по направлениям:
‒информирование педагогической общественности о результатах инновационной деятельности;
‒предоставление информации на сайт УО о результатах реализации проекта;
‒пополнение банка данных эффективных образцов педагогического опыта;
‒трансляция эффективных образцов педагогического опыта как в информационной поле УО, так и региона, республики.
2. Организация онлайн-конференций, вабинаров, диспутов и др. по результатам инновационной деятельности.
3. Популяризация, рекламные акции, отражающие профессиональные достижения, эффективный педагогический опыт участников инновационной деятельности и УО в целом.
1. Консультационная помощь по вопросам:
‒анализа и систематизации материалов по итогам реализации инновационной деятельности;
‒оформления индивидуального педагогического опыта участников инновационной деятельности;
‒систематизации и обобщения материалов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта;
‒разработки плана презентации и механизмов трансляции образцов эффективного педагогического опыта.
2. Консультационная помощь при подготовке отчетных материалов по итогам реализации инновационного проекта.
3. Проведение методологического семинара «Инновационная компетентность как фактор непрерывного профессионального развития и образования педагога».
1. Итоговая самодиагностика:
‒уровня педагогического опыта в области формирования акмеологической позиции учащихся.
2.Анализ и систематизация результатов инновационной деятельности.
3.Оформление и презентация индивидуального опыта педагогической деятельности (по 2-3 проблемам).
4. Анализ и систематизация результатов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта.
5. Разработка и предоставление отчетных материалов по результатам инновационной деятельности.
6. Организация и проведение мероприятий по презентации образцов эффективного педагогического опыта:
‒выставки методических материалов, электронных разработок, пособий, статей, дидактических сборников и др.;
‒проведение серии открытых уроков и мероприятий, отражающих эффективный опыт индивидуальной профессиональной деятельности;
‒подготовка и проведение мастер-классов, открытых заседаний творческих групп, педагогических студий, клубов и др.
1.Диагностика уровня сформированности акмеологической позиции учащихся.
2.Представление результатов (проектов) социально активной деятельности детско-взрослых сообществ.
3.Представление результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.
4.Обобщение и представление результатов деятельности Школы саморазвития для учащихся.
1.Осуществление итоговой диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.
2. Проведение психологических тренингов, направленных на формирование микроклимата, ориентированного на обмен инновационным опытом и сотрудничество.
3. Консультационная помощь по вопросам продолжения личностно-профессионального развития педагогов, завершивших реализацию инновационного проекта.
1.Выявлен итоговый уровень сформированности рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений; уровень педагогической деятельности;
Определена динамика диагностических показателей и мера их соответствия критериям и показателям проекта.
2. Выявлен итоговый уровень сформированности акмеологической позиции учащихся.
3. Оформленный индивидуальный педагогический опыт (по 2-3 проблемам) участников инновационной деятельности.
4.Сборники образцов эффективного педагогического опыта УО.
5. Справка об итоговых результатах реализации инновационного проекта.
6. Методические материалы по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику.
7. Банк образцов эффективного педагогического опыта УО в области формирования акмеологической позиции учащихся.
Подробнее...