ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нём оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
3. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др.
5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательных программ.
7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.
9. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню образовательной подготовки (стандарта образования).
10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.
11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней обязательного стандарта.
12. Наличие стендового материала учебного кабинета. Рекомендации для учащихся:
qпо проектированию их учебной деятельности;
qпо выполнению программы развития умений и навыков;
qпо организации и выполнению домашней работы;
qпо подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности.
13. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающим, с одарёнными учащимися, консультаций.
Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определённой нормативной базой, иметь в кабинете соответствующую документацию.
Вся документация кабинета химии и биологии ведется учителем (лаборантом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.
Приведём примерное название папок, которые можно иметь в кабинете химии и биологии:
Папка «Кабинет химии»
Паспорт кабинета.
Титульный лист:
1. Кабинет_______________
Школа № ______________
Адрес школы _______________________
Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом:_______________________
Назначение_______________________________________________________
2. Характеристика помещения кабинета:
а) план кабинета;
б) электроснабжение помещений;
в) вентиляция помещений;
г) газоснабжение кабинета;
д) водоснабжение, канализация;
е) освещение.
3. Оснащенность кабинета в баллах по основным показателям аттестационного листа.
Диагностическая карта учебного кабинета № _______(химия).
Школа № __________________________________________
Тип школы_________________________________________
Зав. кабинетом:____________________________________________________
(Ф.И.О., квалификационная категория, стаж работы)
Наличие
1. Паспорт кабинета______________________________________________
2. Правила поведения учащихся в кабинете химии_____________________
3. Правила техники безопасности ___________________________________
4. График работы кабинета (уроки по расписанию, расписание внеклассных занятий)_________________________________________________________________
5. План работы кабинета на учебный год______________________________
6. Перспективный план работы кабинета _____________________________
7. Административный контроль, за деятельностью кабинета, контроль за выполнением требований к кабинету со стороны МО (школьного и районного) ______________________________________________________________________
Оформление кабинета
1. Государственная символика _______________________________________
2. Материалы образовательного стандарта (нормативные документы, информационно-методические письма МО РБ, программы, календарно-тематическое планирование, информация по централизованному тестированию и т.д.)________________________________________________________________
3. Измерители стандарта ____________________________________________
4. Рекомендации для учащихся (информационные стенды) _______________
5. Работы учащихся (рефераты, творческие работы учащихся, выставки и т.д.)_________________________________________________________________
6. Действенность кабинета и его оформление:
содержание _______________________________________________________
качество _________________________________________________________
сменяемость ______________________________________________________
7. Эстетичность оформления ________________________________________
Обеспечение деятельности кабинета
1. Санитарно-гигиеническое состояние________________________________
2. Сохранность школьной мебели ____________________________________
3. Наличие современных учебно-методических комплектов, дидактических материалов __________________________________________________________
4. Наличие дидактических пособий для учителя, предметных газет и
журналов _________________________________________________________
5. Наличие раздаточного материала, его систематизация и хранение _______
6. Наличие дополнительной литературы по предмету ____________________
7.Обеспечение кабинета ТСО ________________________________________
- Акт готовности кабинета к учебному году.
- Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете химии.
- Протокол решения методического совета школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий реализации образовательной программы на 200_/200_ год.
- План работы кабинета на год.
План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно его профилю и функциональному назначению.
1-я часть: анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
2-я часть:
- задачи на новый учебный год, в которых отражаются тематическое планирование;
- обновление дидактического материала;
- составление опорных конспектов, диагностических карт, схем;
- приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы;
- сохранение материально-технической •базы кабинета;
3-я часть: методическая работа.
4-я часть: работа с учащимися.
- Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).
- Инвентарная ведомость на технические средства обучения.
- Должностная инструкция заведующего кабинетом химии.
- Обязанности лаборанта кабинета химии.
- Советы лаборанту.
Папка «Охрана труда»
В ней должны содержаться следующие документы:
1. Инструкция по охране труда для кабинетов (лабораторий) химии.
2. Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете (лаборатории) химии, разработанная на основе инструкции из правил по ОТ.
3. Указания о проведении обучения и инструктажа по охране труда.
4. Оказание первой медицинской помощи.
5. Перечень средств и медикаментов для аптечки кабинета химии.
6. Примерный план пожаротушения в кабинете химии.
7. Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ из Типового перечня для учебных заведений.
8. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, инструктажа лаборанта и студентов-практикантов.
В классе должен быть оформлен уголок по технике безопасности, где размещаются:
- правила поведения в кабинете химии, инструкции по ТБ;
- памятка по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях;
- примерный план пожаротушения;
- рисунки с изображением безопасных приемов работы в химической лаборатории.
Папка «Нормативные документы»
Включает основные руководящие документы Министерства образования Республики Беларусь (законы, положения, инструкции, инструктивно-методические письма и т.п.)
Папка «Современные образовательные технологии»
Может содержать краткую характеристику наиболее распространенных технологий учебно-воспитательного процесса, теоретический материал по используемым учителем новым педагогическим технологиям, разработки уроков с использованием современных технологий образовательного процесса.
Папка «Программы и планирование работы учителя»
В ней содержится следующий материал:
1. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Химия, 8-11 классы. Базовый и повышенный уровни.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. Рабочие планы (могут быть в отдельных папках по разделам или темам).
4. Планы работы факультативов, кружков, курсов по выбору (обязательно название, класс, тематика и даты проведения занятий).
Папка «Мониторинг качества знаний по химии (биологии)»
Включает мониторинговое исследование по предмету за несколько лет с анализом и рекомендациями. Мониторинговое исследование проводится по следующим критериям:
Предмет
|
СОУ
|
РУД
|
Качество
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
н/г
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
н/г
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
н/г
|
химия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Папка «Работа по самообразованию учителя»
Данную папку можно озаглавить и так: «Индивидуальная траектория профессионального развития педагога»
- Титульный лист:
- Ф.И.О.
- Должность
- Образование
- Учебное заведение, которое окончил учитель
- Год окончания
- Специальность по диплому
Общий стаж
|
Педагогический стаж
|
Педагогический стаж в данном учреждении
|
Категория
|
Дата последней аттестации
|
Дата предполагаемой аттестации
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п
|
Дата
прохождения курсов
|
Место проведения
|
Тема
|
|
|
|
|
- Расписание уроков, кружков факультативов
- Внеклассная работа
- Награды и поощрения
- Документация по теме самообразования
- План работы по теме самообразования
№ п/п
|
Направления работы
|
Формы работы
|
Сроки
|
Отметка о выполнении
|
1
|
Изучение нормативной правовой документации, научно-методической литературы по проблеме
|
|
|
|
2
|
Систематизация материала
|
|
|
|
3
|
Мониторинг состояния работы в учреждении образования по изучаемой проблеме
|
|
|
|
4
|
Методический «продукт»
|
|
|
|
5
|
Применение в практической деятельности
|
|
|
|
- Теоретическая часть
- Выступления по теме самообразования
- Разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки, связанные с темой самообразования
- Список литературы по теме самообразования
- Выводы и рекомендации по применению (исключению) элементов новых педагогических технологий на своих уроках и в практике других учителей школы, города и т.п.
- Календарное планирование
- График проведения открытых уроков
- График посещенных уроков
- Мониторинг знаний учащихся
- Сводная ведомость
- Мониторинг на каждый класс
- Диаграммы
- Результаты и выводы, рекомендации по изменению и повышению качества обучения
7. Обобщение опыта по теме самообразования
Папка «Работа с одаренными детьми»
Содержит задания республиканской олимпиады по учебным предметам, отчеты об их проведении, материалы для подготовки к олимпиадам и т.п.
Папка «Измерители образовательного стандарта»
По сути, это классификатор материалов для проверки знаний, умений и навыков учащихся, который можно оформить в виде таблиц. Например:
Контрольные работы
№ п\п
|
Класс
|
Тема
|
Количество
|
|
|
|
|
Аналогично: тесты, практические работы, лабораторные опыты, карточки для самостоятельной работы и т.п. Следует указать, где находятся те или иные работы (в какой тематической папке или отдельно, на какой полке, в каком шкафу).
В кабинете обязательно должна быть картотека имеющейся литературы. Ее можно оформить следующим образом.
Картотека учебно-методической и справочной литературы
1. Учебники и учебные пособия.
№ п/п
|
Название
|
Автор
|
Издательство
|
Год
издания
|
Количество экземпляров
|
|
|
|
|
|
|
2. Справочники, сборники задач.
3. Методические пособия.
4. Дополнительная литература по предмету.
5. Журналы и газеты.
Литература должна храниться в кабинете согласно данной картотеке в определенном порядке, чтобы можно было легко ее найти и удобно ею пользоваться.
Можно предложить следующие разделы:
1. Учебники.
2. Сборники задач и упражнений.
3. Сборники тестов.
4. Методика преподавания химии.
5. Химический эксперимент.
6. Занимательная химия.
7. Химия в быту и т.д.
Дидактический материал
Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными, как, например, «Периодическая таблица Д. И. Менделеева», таблица растворимости, электрохимический ряд активности металлов, окраска индикаторов в различных средах, а также использоваться для временного, краткосрочного показа.
1. Природные (натуральные) объекты: коллекции минералов, полезных ископаемых и руд, металлов, стекла, минеральных удобрений и т.д.
2. Статичные и динамичные модели (модели строения атома, молекул, кристаллические решетки и др.).
3. Таблицы (согласно Типового перечня).
4. Экранные наглядные пособия: диафильмы, диапозитивы, учебные кинофильмы и видеофильмы.
5. Раздаточный материал (инструктивные карточки к практическим работам и т.д.). Раздаточные материалы могут применяться как для фронтальной, так и для индивидуальной и дифференцированной работы учителя с учащимися.
Их также необходимо классифицировать:
№ п/п
|
Класс
|
Раздел, тема
|
Название схемы
|
Количество
экземпляров
|
|
|
|
|
|
- таблицы;
- коллекции;
- инструктивные карточки и т.д.
Видеоматериалы
Во многих школах есть возможность использования ЭСО.
№ п/п
|
Класс
|
Раздел, тема
|
Название
|
Количество экземпляров
|
|
|
|
|
|
№ п/п
|
Класс
|
Раздел, тема урока
|
Название программы,
ее фрагмент
|
|
|
|
|
Папки «Нетрадиционные формы занятий по химии» и «Внеклассная работа по химии»
В них можно накапливать материал к проведению уроков и внеклассных мероприятий, как разработанный самим учителем, так и взятый из литературы.
Очень удобно иметь тематические папки с планами-конспектами уроков, карточками для работы на уроке, инструктивными карточками для проведения лабораторных и демонстрационных опытов и т.п. В этих же папках можно постепенно составлять список дополнительной литературы по данной теме, статей из периодической печати, методических журналов и пособий, собирать разработки конкурсных уроков коллег.
Можно предложить два варианта:
I – все папки разделить на три группы: общая химия, неорганическая и органическая химия (можно даже подобрать разный цвет). В каждом из разделов оформить папки по отдельным темам;
II – оформить тематические папки по отдельным темам курса химии для каждого класса.
Все папки должны иметь оглавление с перечнем имеющихся там материалов для удобства поиска и пользования.
Аптечка
В кабинете химии необходимо иметь укомплектованную медицинскую аптечку согласно перечню с описанием медикаментов. На упаковках препаратов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце аптечки или рядом вывешивается инструкция по оказанию первой медицинской помощи при травмах, а также номер телефона ближайшего лечебного учреждения.
Укомплектование аптечки осуществляется заведующий учебным кабинетом. В течение года необходимо систематически проверять срок годности препаратов. Перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:
1. Аммония раствор 10 %
2. Валерианы экстракт 0,02
3. Валидол 0,06 № 10 или 0,1 № 20
4. Глицерил тринитрат 0,0005 № 40
5. Дротаверина гидрохлорид 0,04 № 40
6. Йода спиртовой раствор 5 % – 10 мл или флакон 1 5 % – 1 мл № 10
7. Калия перманганат порошок для приготовления раствора 5,0
8. Кеторолак 0,01 № 10
9. Лоратадин 0,01 № 10 или Цетиризин 0, 01 № 20
10. Магния сульфат порошок для приготовления раствора для внутреннего применения 10,0 (20,0)
11. Натрия гидрокарбонат порошок для приготовления раствора 10,0 (20,0)
12. Нафазолин капли для носа 0,1 % – 10 мл или Ксилометазолина капли для носа 0,1 % – 10 мл
13. Параскофен № 10 или Цитрамон № 10
14. Парацетамол 0,5 № 10
15. Перекись водорода раствор 3 % – 40 мл (100 мл)
16. Сульфацетамида раствор 20 % – 1 мл (1,5 мл)
17. Уголь активированный 0,25 № 10
18. Бинты нестерильные: 5 м х 5 см упаковка 2 5 м х 10 см
19. Вата гигроскопическая 50,0
20. Жгут кровоостанавливающий Эсмарха
21. Лейкопластырь бактерицидный 4 х 10 см (6 х 10 см)
22. Лейкопластырь катушечный 1 х 500 см (2 х 500 см)
23. Напальчник резиновый № 10
24. Ножницы тупоконечные не менее 13 см
25. Салфетка стерильная размером не менее 10х10 № 1
26. Термометр медицинский электронный в футляре
Пожарная безопасность в кабинете химии
Для многих химических опытов необходимо нагревание. При пользовании любыми нагревательными приборами необходимо выполнять соответствующие правила техники безопасности, чтобы предупредить возникновение пожара.
При выполнении учениками опытов, связанных с нагреванием, из-за отсутствия спирта рекомендуется пользоваться сухим горючим.
Прежде чем раздавать таблетки сухого горючего, учащимся нужно рассказать о правилах пользования ими, особенно о способе тушения.
Зажигать таблетки сухого горючего надо спичками, а тушить – с помощью колпачка от спиртовок, керамическими тигельками, накрыв таблетку сверху. Недогоревшие таблетки издают довольно неприятный запах, поэтому их лучше сжигать до конца или сразу же убирать в вытяжной шкаф.
Пожарная безопасность в кабинете химии организуется в соответствии с Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ. Необходимый минимум первичных средств пожаротушения кабинетов химии включает:
- пенные огнетушители (типа ОХП–10, ОХВП–10), порошковые огнетушители типа ОП–1 ("Момент–1", "Спутник", "Момент–2", ОП–2Б), размещаемые непосредственно в кабинете и лаборантской комнате.
- закрывающийся крышкой ящик с сухими просеянным песком вместимостью 0,05 м, укомплектованный совком вместимостью не менее 2 кг песка. Вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах вместимостью 4-6 кг.
- накидки из огнезащитной ткани размером 1,2х1,8 и 0,5х0,5 м.
При загорании в кабинете химии необходимо:
- ЛВЖ и электропроводку гасить песком, огнезащитной тканью, порошковым огнетушителем;
- обесточенную проводку можно гасить водой;
- загорание в вытяжном шкафу ликвидировать первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентилятора.
разгарнуць » / « згарнуць