Педагог-психолог

ГРАФИК РАБОТЫ

Ребковец Марии Владимировны, педагога-психолога, с 01.09.2024 

День недели

Рабочее время

Перерыв для отдыха и питания

График консультаций

Для учащихся

Для родителей

Для педагогов

Понедельник

Выходной

Вторник

08.00-16.30

12.00-12.30

14.00-15.00

 

 

Среда

08.00-16.30

12.00-12.30

 

 

14.30-15.30

Четверг

08.00-16.30

12.00-12.30

14.00-15.00

 

 

Пятница

08.00-16.30

12.00-12.30

 

15.30 -16.30

14.30-15.30

Суббота

08.30-17.00 (15.00-17.00

посещение семей)

12.00-12.30

 

11.00 -12.00

 

 

Воскресенье

Выходной

 

СОГЛАСИЕ родителей (законных представителей)

на психологическое сопровождение ребенка

Психолого-педагогическая помощь ребенку (психологическое сопровождение ребенка) осуществляется в соответствии с разделом 16 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Законом РБ от 01.07.2010 г. «Об оказании психологической помощи» (вступил в силу с 06.01.2011г).

Психологическое сопровождение в ГУО «Гимназия г.Ганцевичи» осуществляет педагог – психолог Ребковец Мария Владимировна.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);
  • содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:

ü  психологическая диагностика (проведение необходимого диагностического минимума с целью выработки рекомендаций для родителей и педагогов по осуществлению индивидуального подхода к ребенку для успешной организации образовательного и воспитательного процесса; статистического анализа; выявления причин неблагополучия в эмоциональном состоянии ребенка);

ü  психосоциальное анкетирование;

ü  психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);

ü  коррекционная работа – по необходимости;

ü  профилактическая и просветительская работа по предупреждению вредных привычек, противоправного и асоциального поведения, по формированию здорового образа жизни;

ü  проведение развивающих и групповых занятий с обучающимися на классных часах и внеклассных мероприятиях с целью профилактики конфликтных ситуаций, формирования благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе и т.д.

Педагог-психолог:

  • предоставляет информацию о результатах психологического обследования ребенка при личном обращении родителей (законных представителей)
  • не разглашает личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (законными представителями)
  • разрабатывает рекомендации педагогам для реализации индивидуальной работы.

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

  • если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам;
  • если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими лицами;
  • если материалы работы будут затребованы правоохранительными органами.

О таких ситуациях родитель (законный представитель) будет информирован.

Родители (законные представители) ребенка имеют право:

  • обратиться к педагогу-психологу учреждения по интересующим вопросам.
  • отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов, указанных выше).
  • аннулировать подписанное ранее Согласие / Отказ / Отказ от отдельных компонентов психологического сопровождения, обратившись лично к педагогу-психологу или директору учреждения и оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Психологическая помощь несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет оказывается с согласия одного из законных представителей, за исключением следующих случаев:

- при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

- при осуществлении деятельности по признанию, а также в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

- при проведении индивидуальной профилактической работы, комплексной реабилитации в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;

- несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- несовершеннолетним, находящимся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.

Памятка – рекомендация

«Секреты хорошего настроения»

  1. Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, научитесь себя контролировать. Не обижайтесь по пустякам, постарайтесь не ссориться с близкими вам людьми, прощайте их. Прощая, вы избавляетесь от гнева и мстительных чувств, которые разрушают в первую очередь вас самих.
  2. Попробуйте смотреть на мир с юмором. Даже если вас оскорбили или вы попали в непростую ситуацию, всё равно улыбнитесь и скажите себе: «И это тоже пройдёт!». Невероятно, но у тех, кто искренне верит, действительно, всё плохое уходит.
  3. Не сидите дома, обижаясь на весь мир! Можете не сомневаться: на улице, в компании друзей и знакомых настроение плохим не бывает. Доказано!
  4. Внесите в свою жизнь элементы новизны. Психологи рекомендуют время от времени изменять устойчивые привычки – например, завести новое хобби или сменить стиль одежды.
  5. Научитесь расслабляться. Когда выполняете какую-нибудь нудную работу, думайте о чём-нибудь приятном. Например, о предстоящей встрече с друзьями. А еще расслабиться поможет ароматерапия. Вот список эфирных масел, которые положительно влияют на настроение и душевное состояние: мандарин, апельсин, лимон, грейпфрут, бергамот.
  6. Занятия спортом повышают тонус и настроение, помогают избавиться от напряжения.
  7. Остановитесь, оглянитесь... Иногда люди оказываются в западне просто потому, что не находят времени задуматься, в нужном ли направлении они двигаются. Следует вовремя наводить порядок в мыслях, целях, связях, так же, как вы регулярно делаете уборку в помещении.
  8. Относитесь к жизни проще. В жизни всегда есть место подвигу, однако нужен он далеко не всегда. Старайтесь сосредоточиться на том, что вы делаете в данную минуту. Часто это скорее способствует успеху. Радуйтесь даже мелким успехам и маленьким достижениям. Жизнь слишком коротка, чтобы грустить и корить себя.
  9.  Сохраняйте чувство перспективы. Жизнь есть движение, и то, что сегодня представляется трагедией, возможно, завтра вызовет улыбку. Не зря ведь говорят – «Утро вечера мудрее».
  10. Если вам хочется полежать в постели и пожалеть себя, лучше не идти на поводу у этого желания. “Двигайтесь - и ваши эмоции также станут более подвижными, - считает психолог Мэрион Дилворт. - Посмотрите фильм, сделайте уборку... Помните: вы несете ответственность за свои чувства и ощущения”.

Хорошего настроения ВАМ всем!


Как помочь себе при стрессе
Несколько шагов самопомощи

  1. Внимание на чувства. Прислушайся к себе, осознай свои чувства, постарайся их принять. Попробуй сказать себе: «Я имею право испытывать любые чувства, это нормально. Даже если я злюсь, боюсь, нервничаю. Я чувствую, потому что я живой человек».
  1. Хобби. Вспомни о своих увлечениях, занятиях, которые доставляют тебе приятные эмоции. Спорт, творчество, общение, физическая активность, музыка – твои помощники в борьбе со стрессом.
  2. Фильтруй     информацию.      Ограничь       поступление негативной информации, обращай внимание на позитивные события, добавь для себя позитивных новостей.
  3. Планируй свое время. Спланируй следующий день, неделю. Это внесет порядок, уверенность, определенность и устойчивость.
  4. Общение. Больше общайся с людьми, которые могут тебя поддержать, выслушать, оказать помощь. Старайся не уходить в свои переживания.
  5. Семья. Обращайся к близким за поддержкой. Это могут быть твои родители и родственники. Обязательно найдется человек, которому ты не безразличен.
  6. Помощь другим. Как ни странно, но, если тебе плохо, найди того, кому хуже и помоги ему. Тебе правда станет легче.

Помни! Со временем все неприятности пройдут, проблемы разрешатся. У тебя впереди еще много приятных моментов, радостных событий, достижений и побед!


Как поддержать друга в трудной жизненной ситуации

Если у друга неприятности, он переживает,       тревожится,       твоя помощь может быть очень важна! Ведь настоящий друг рядом не только в радостные, но и в грустные моменты. Мы расскажем, как ты можешь его поддержать.

Поговори с другом о случившемся. Спроси, что его тревожит. Иногда просто выслушав, мы уже оказываем помощь. Слушать нужно внимательно, не перебивать, чтобы чувствовалось, что ты действительно сопереживаешь.

Не оставляй друга наедине с плохими мыслями. Можно просто побыть рядом, не обязательно специально придумывать, как развеселить человека.

Предложи заняться любимым делом, увлекательным занятием, чем-то, что раньше приносило радость. Это может быть прогулка, просмотр фильма и т.д.

Если ситуация серьезная, постарайся убедить друга, что нужно обратиться за помощью к взрослому, которому он доверяет. Это может быть родитель, родственник, учитель. Если таких людей не нашлось в его окружении, предложи позвонить на линию оказания экстренной психологической помощи.

Очень важно, чтобы друг знал и чувствовал, что ты его не бросишь, вместе вы преодолеете трудности и невзгоды.


 

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

Помните, выбор профессии – это совместное решение ваше и вашего ребенка.

- Профессию надо выбирать в соответствии с возможностями, способностями и желанием вашего ребёнка.

- Дайте возможность ребенку возражать вам по существу.

- Не стоит смеяться над выбором вашего ребенка. Искренний выбор дает силы к достижению, а значит, принесет ему чувство удовлетворения.

- Энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку.

- Ведите наблюдения: за что хвалят ребенка в школе, за что его ругают, что у него получается легче всего, чем ему хочется все время заниматься, о чем он любит говорить, о чем спрашивает часто. Всё это поможет выбрать профессию с учётом интересов ребёнка

Выбирая профессии, важно:

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.

Опасения и ошибки при выборе профессии вызваны, в общем, тремя причинами:

- неосведомленностью о профессиях;

- незнанием и непониманием своих сильных и слабых сторон;

- нежеланием взрослеть, стать самостоятельным.

Ошибки в выборе профессии

Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Памятка выбирающему профессию!

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
Изучи глубже самого себя:

  • разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

  1. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. 

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Необходимо развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

Практические рекомендации подросткам по профессиональному самоопределению

  1. Составить список подходящих профессий. Напишите все профессии, которые Вам нравятся, интересны, по которым бы Вам хотелось работать, которые Вам подходят.
  2. Составить список требований к выбираемой профессии: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои горячие сегодняшние проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.
  3. Определить значимость каждого требования. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать.
  4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  5. Подсчитать и проанализировать результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
  6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
  7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, Вы приняли решения. Теперь важно определить, в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

Уважаемые родители, чтобы защитить своих детей от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы, ознакомьтесь, пожалуйста, с этой информацией и расскажите о ней вашим детям!


В целях реализации комплекса мер, предусмотренных пунктом 11 Плана организационно-аналитический, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на 2023–2024 годы, с 30 октября по 26 ноября 2023 года МВД проводит комплекс оперативно-профилактических и информационных мероприятий.

Мероприятия направлены на противодействие сексуальному насилию в отношении несовершеннолетних и повышение уровня информированности обучающихся и их родителей о современных угрозах, порядке сообщения правоохранительным органам о признаках и фактах преступлений, получения помощи пострадавшими и их близкими.

Согласно определению Конституции Республики Беларусь, каждому человеку гарантируется защита его прав и свобод, в том числе право на половую свободу и половую неприкосновенность.

Половая неприкосновенность – правовая защищенность от сексуального посягательства, полный запрет на совершение действий сексуального характера в отношении другого лица. Это понятие применимо только к лицам, не достигшим 16 лет (ст. 168 УК РБ), так как вступление в половые отношения до 16 лет является преступлением!

Возраст сексуального согласия в Республике Беларусь начинается с достижения лицом 16-летнего возраста (согласно УК Республики Беларусь). Однако достижение возраста 16 лет тоже не повод начинать сексуальную жизнь. Ведь все мы разные, и да – кто-то готов в 16, а кто-то не готов и в 18–20 лет. И это нормально прислушиваться к себе, а не идти на поводу у друзей и общества.

Возраст сексуального согласия – возраст, начиная с которого человек считается способным дать четкое информированное согласие на интимные отношения с другим лицом. Эти отношения предусматривают возможность каждого сказать «нет!» в любой момент. Все остальное – это насилие и принуждение!

В соответствии со ст. 168 УК РБ совершеннолетний человек (с 18 лет), должен будет отвечать по Закону за любые половые контакты с людьми, не достигшими 16 лет. Даже за отношения по обоюдному согласию!

Уголовная ответственность за «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы» наступает с 14 лет.

Дети – самые уязвимые жертвы преступлений против половой неприкосновенности. Мало ребенка воспитать целомудренным, дать знания и навыки безопасного поведения – необходимо установить с ним максимально доверительные отношения, чтобы он в подобной ситуации не остался один на один со своей проблемой и был вовремя защищен.

В случае если ты подросток и подвергся действиям против половой неприкосновенности, необходимо:

- не бояться. Ты ни в чем не виноват;

- не молчать. Говори о насилии, которое испытываешь или наблюдаешь;

- рассказать о происшедшем родителям или взрослым, которым ты доверяешь;

- обратиться в медицинское учреждение для оказания медицинской, психологической помощи (независимо от того, какое насилие над тобой было совершено: физическое или сексуальное);

- обратиться в милицию как самостоятельно, так и при поддержке взрослых или родителей.

 


Проект POMOGUT.BY — это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества.
Наша задача — помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг.

Профилактика насилия

Насилие – это применение или угроза применения силы, которое может привести к нанесению телесных повреждений, вреда здоровью, лишениям или даже к смерти.

Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».

«Правило пяти «нельзя».

– Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

– Нельзя заходить с ними вместе в подъезд, лес и другие нелюдные места.

– Нельзя садиться в чужую машину.

– Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

– Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

– Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

– Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

– Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

– Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

– Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

– Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

– Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

– Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

– Отсутствие целей и планов на будущее;

– Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

– Пессимистическая оценка своих достижений;

– Неуверенность в себе, снижение самооценки.

– Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.

– Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.

– Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).

– Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.

– Признаки, связанные со здоровьем.

– Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.

Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.

— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.


КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ НАСИЛИЯ!!!

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
    с 6 до 12 лет),
    что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже родственники трогали их, целовали, обнимали против их воли.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Памятка по профилактике насилия по отношению к детям

  • Наблюдайте за положением детей и сообщайте о любом случае насилия;
  • Не молчите! Говорите о насилии, которое испытываете или наблюдаете;
  • Привлекайте внимание к проблеме насилия по отношению к детям;
  • Обращайте внимание на симптомы насилия;
  • Учите детей защищаться от злоупотреблений и насилия;
  • Учите детей ненасильственным методам решения конфликтов;
  • Не применяйте насилия.

Памятки для родителей

по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».

«Правило пяти «нельзя».

– Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

– Нельзя заходить с ними вместе в подъезд, лес и другие нелюдные места.

– Нельзя садиться в чужую машину.

– Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

– Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

– Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

– Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

– Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

– Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ

o   Понять ребенка и осознать его неординарность

o   Не игнорировать всю уникальность его данных

o   Не восторгаться им сверх меры

o   Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций

o   Создать условия для «поощрения» таланта

o   Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы

o   Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность

o   Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перезагружать его

o   Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес

o   Учить терпению и поощрять за все старания

o   Тактично, деликатно помогать ему

o   Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию

o   Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость ребенка

o   Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым

o   Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребенка

o   Учить владеть эмоциями

o   Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает

o   Делать все, что от вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ

o   Не возвышать его над остальными детьми в семье

o   Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе

o   Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство

o   Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка

o   Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки

o   Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время

o   Учитывать его индивидуальность

o   Все время ободрять его

o   Тактично обращаться с ним

o   Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка

o   Считать себя самым счастливым из родителей

o   Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет»

КАК ТВОРЧЕСКИ РАЗВИВАТЬ РЕБЕНКА

  1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
  2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
  3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
  4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
  5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
  6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
  7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
  8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
  9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
  10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
  11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.
  12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
  13. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
  14. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
  15. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий. С вниманием относитесь к его потребностям.
  16. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  17. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.
  18. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
  19. Хвалите за любые успехи. Не дразните ребенка за ошибки.
  20. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
  21. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
  22. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.
  23. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
  24. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.
  25. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
  26. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
  27. Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.

«Буллинг в школьной среде» 

Буллинг – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического, словесного и (или) психологического преследования со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, а он остро переживает эту ситуацию, но по разным причинам не может ответить на агрессию.

Виды буллинга

Физический – нанесение физических повреждений жертве, а также воровство или порча имущества (физическая агрессия чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек; толкание, пинки, удары и т.п.)

Вербальный – насмешки, распускание слухов, унижения, запугивание, высмеивание.

Социальный – исключение из группы, клевета с целью принизить социальный статус жертвы и повысить свой.

Кибербуллинг – издевательства и запугивания в социальных сетях, при помощи электронных писем или в компьютерных играх.

Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму.

Травля – это очень травматичный опыт и для свидетелей, они испытывают мучительный внутренний конфликт, поскольку уже чувствуют, что происходящее – аморально, но еще не имеют сил осознать, что именно не так, и найти выход из ситуации. Кроме того, они боятся, что, заступившись за жертву, сами станут жертвой, поэтому подыгрывают агрессору, стараясь не чувствовать стыд и унижение. Их представление о себе как «хороших людях» сильно страдает.

Ситуация травли в классе и в школе погружает в стресс всех детей, ведь если у нас так –  можно, если травля –  в порядке вещей,  часть обычной жизни, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают со мной, нельзя расслабиться ни на минуту. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству.

Если в школе есть травля, страдают все. И бороться с ней нужно всем вместе.

Как догадаться, что ребенок может быть буллером (преследователем)?

Вот сигналы, на которые следует обратить внимание.

Ваш ребенок:

-       вспыльчив, неуравновешен (дерётся, обзывается, ябедничает, кусается)

-       Приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления

-       Группируется со старшими подростками.

-       Проявляет жестокие наклонности.

-       В мгновение ока переходит от довольства к злобе.

-       В игре навязывает друзьям свои правила.

-       Злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их.

-       Игнорирует указания и легко раздражается.

-       Ведет себя так, будто ищет повод к ссоре.

-       Не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга?

Вот сигналы, на которые следует обратить внимание.

Ваш ребенок:

-       не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве.

-       Не имеет близких приятелей, с которыми проводят досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону).

-       Одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт.

-       По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

-       задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.

-       У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу.

-       В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.

-       Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).

-       Выпрашивает или тайно берет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка (особую тревогу стоит проявлять в том случае, когда исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения – деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей).

-       Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии.

-       Выбирает нестандартную дорогу в школу.

Как реагировать ребенку:

  • Сохранять спокойствие.
  • Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
  • Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
  • Сообщить о нападках родителям и учителю.
  • Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».

Что нельзя делать родителям:

  • Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
  • Ждать, что ситуация разрешится сама.
  • Не замечать проблему.
  • Путать травлю, конфликт и непопулярность.
  • Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
  • Давить на жалость к жертве.
  • Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
  • Самим разбираться с обидчиками.

Какие советы нельзя давать ребенку:

  • «Не обращай внимания»
  • «Дай сдачи»
  • «Разбирайся сам со своими проблемами», «Учись налаживать отношения»
  • «Не бойся»

Если вы — родитель агрессора

Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.

  • Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом.
  • Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.
  • Помогите понять, что его поведение не есть он сам.

Задача родителей состоит в том, чтобы дать понять ребенку, что такого рода насилие не имеет шансов на продолжение. Чувствуя родительскую защиту, дети с удовольствием снова переключают внимание на другие темы. Снова пробуждаются самоисцеляющие силы, которые есть в каждом ребенке.

Что делать?

Важно понять, что пассивная позиция жертвы при буллинге, только усугубляет ситуацию. Необходимо проявить активную позицию: Если вы узнали о том, что ваш ребенок — жертва травли, не оставайтесь в стороне, не оставляйте его один на один со своей проблемой. Поддержите его, проясните историю событий, с чего все началось. Вместе с ребенком подумайте, что могло быть причиной начала этой травли. Если, например, ребенок пострадал по причине своей замкнутости, застенчивости, то возможно использовать это как мотивацию для изменений. Именно сейчас ребенку необходимо обрести уверенность и научиться постоять за себя. Помогут в этом различные секции или кружки, где ребенок может обрести уверенность, повысить самооценку, найти друзей. Обратитесь к школьному психологу. Необходимо помочь ребенку найти внутренние и внешние ресурсы в этой ситуации. При обращении к школьному психологу с буллером будет также проведена работа. С согласия ребенка можно поставить в известность классного руководителя. Так, авторитетный классный руководитель может грамотно распределить полномочия и обязанности в классе, помочь иначе реализоваться детям, которые осуществляют травлю. Сообща, вместе с ребенком разобрать варианты возможных выходов из ситуации

Стоит ли уходить из школы? Если ситуация не запущена, то дайте ребенку возможность самому её решить, естественно при поддержке родителей и педагогов. При серьезно нанесенном ущербе психике ребенка, лучше сменить школу или класс. 

Но помните! Если не помочь ребенку вырасти из жертвы, то ситуация может повториться!

Будьте внимательны к своему ребенку, стремитесь к доверительным отношениям с ним, поддерживайте его в трудных ситуациях, обращайтесь за помощью к педагогам, психологам и администрации школы!

Памятка родителям: не допустить суицида!

Ребенок может прямо говорить о суициде, рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

- пренебрежение собственным видом, неряшливость;

- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

- внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

- плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

- склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

- самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Если человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность, такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Поддерживайте его и будьте настойчивы.
  6. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  7. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов; записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Уважаемые родители!

Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время - что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

будьте внимательны к своим детям!


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Эффективный родитель.

Ненасильственные методы воспитания детей» 

В практике детско-родительских отношений на сегодняшний день имеются следующие важные противоречия: между целями ребенка и его родителей; между реальными потребностями ребенка и ожиданиями родителя; между мотивацией и учебной деятельностью ребенка. Диалог в такой ситуации становится необходимым компонентом для разрешения противоречий.

Базовыми отношениями, без которых диалог теряет свою развивающую функцию, являются отношения любви, интереса, веры, уважения.

1.Уважение. Важно уважать чужие границы и защищать свои нетравмирующим образом. Базовым принципом развивающего диалога является передача ответственности человеку за его жизнь во всех ее проявлениях. Научаясь уважать себя, человек начинает относиться с уважением к другим.

2. Вера. Вера предполагает, что каждый человек может выработать множество вариантов решения любой проблемы и выбрать лучший. Задача родителей, воспитателей состоит в том, чтобы создать для этого условия. Вера часто подменяется жесткими ожиданиями: ребенок должен поступать так, а не иначе. Ожидания не сбываются, возникают обиды. Ожидания лишают человека права на собственный опыт.

3. Любовь. Об этом можно не говорить, но многие родители предполагают как само собой разумеющееся, что дети знают о том, что они любимы. Для ребенка важно проявление заботы и внимания, выраженное как словами, так и действиями, например крепким объятием.

4. Поддержка. У детей, часто получающих поддержку своих родителей, вырабатывается чувство уверенности в себе. В авторитарных семьях чувство собственного достоинства ребенка вырабатывается на основе получения вознаграждений и избегания наказаний от могущественных родителей. Эффективно воспитывающие родители не только хвалят своих детей за «победы», «успехи» или за «примерное» поведение. Они поощряют их достижения и попытки к совершенствованию.

Если вы как родитель искренне радуетесь, находите что-то ценное в ответе или поступках ребенка, то нет правильных или неправильных ответов, есть путь развития мысли. Развивающий диалог – это не набор рецептов, годных на все случаи жизни. Это внутреннее состояние души, которое надо в себе развить, построить. Чтобы овладеть возможностями развивающего диалога, надо многое изменить в себе.

Как разрешать конфликты

Трудно представить, чтобы наши отношения с ребенком развивались без разногласий и ссор. Не могут интересы и желания родителей и детей всегда и во всем совпадать. И все же так хотелось бы, чтобы отрицательных эмоций при этом было поменьше. Чтобы можно было выйти из конфликтной ситуации, не потеряв чувства самоуважения, и не проживая ее потом про себя или вслух еще неделю-другую, предлагаю Вам способ разрешения конфликтов, в котором выигрывают оба участника - и взрослый и ребенок.

Алгоритм решения включает в себя несколько шагов: прояснение конфликтной ситуации; сбор предложений; оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;детализация решения;выполнение решения, проверка.

Первый шаг - прояснение ситуации. Взрослый активно слушает ребенка, стараясь понять его чувства, мотивы, затруднения. Замечено: когда взрослый начинает слушать и понимать чувства ребенка, накал эмоций значительно снижается. И тогда становится возможным принять позицию "противника" как заслуживающую внимания.Выслушав ребенка, нужно сообщить ему и о своих чувствах и желаниях. Но сделать это в форме "я-высказывания" вместо "ты-высказывания". Например: "Я устаю на работе и хотела бы, чтобы мне не приходилось гулять вечером с твоей собакой" (вместо "Ты всегда перекладываешь свои обязанности на других").

Второй шаг - сбор предложений. Начинается он с вопросов: "Как нам поступить в этой ситуации?", "Что можно сделать?". Важно, чтобы ребенок сам предлагал варианты решений. Взрослый высказывает свои соображения. При этом собираются все предложения. Даже если они на первый взгляд не слишком приемлемые.

Третий шаг - оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. Это очень важный этап. Доброжелательно обсуждаются и учитываются все мнения, без раздражения и обид. И постепенно у детей вырабатывается навык разрешения конфликтов мирным путем. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.Как быть, если такое решение не находится? Обычно при таком способе решения проблем в участниках пробуждается творческий подход и готовность идти навстречу друг другу. Но ведь ребенок может предложить просто неприемлемое решение. Тогда нужно исходить из реальной оценки ситуации. Если предложение ребенка опасно для жизни и здоровья, необходимо остановить его. Иногда же мы настаиваем на своем только из принципа, а реальной угрозы при этом нет.

Шаг четвертый - детализация принятого решения. Необходимо уточнить, как оно будет выполняться. Например, решено: сын сам будет заботиться о кормлении своей собаки. Что для этого понадобится? Возможно, придется выделять ему регулярно какую-то сумму для покупки корма, витаминных добавок и т. д. Или научить элементарным навыкам готовки (показать, как сварить, смешать и т. д.). Договориться о том, что собачью посуду он также будет мыть сам. Прикрепить на видном месте напоминание о часах кормления и т. д.

Пятый шаг - выполнение, проверка. Не исключено, что на первых порах не все пойдет гладко. Через какое-то время стоит спросить у ребенка, не нужна ли какая-то помощь?


Памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода:

Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности.

С Вашей помощью ребенок должен усвоить:

  • ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
  • переходить дорогу можно только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
  • проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
  • движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора;
  • в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки какие-либо предметы.

Не запугивайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!

Полезно читать ребенку стихи о Правилах дорожного движения и показывать рисунки с дорожными знаками и различными дорожными ситуациями. Игра хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.

"Обучение детей наблюдательности на улице"

Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.

Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево.

Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.

Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Необходимость изучения правил дорожного движения с учащимися, совместная работа школы и семьи по профилактике детского дорожного травматизма и обеспечение безопасности детей продиктована самой жизнью и ситуацией на дорогах.

Здоровье – это важнейшее условие благополучия, то есть счастья. Поэтому, если мы, взрослые (родители, педагоги), хотим сделать наших детей счастливыми, то должны таким образом выстроить свои и их приоритеты, чтобы эффективная забота о здоровье реализовывалась каждодневно как в мелочах, так и в общем укладе нашей жизни.

 


Уважаемые родители!

Просим Вас дать согласие на социально-педагогическое и психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса вашего ребенка, осуществляемое со стороны специалистов социально-педагогической и психологической службы ГУО «Гимназия г.Ганцевичи».

Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся.

Основной целью педагога - психолога в учреждении образования является содействие гармонизации социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для полноценного личностного развития учащихся.

           В Законе Республики Беларусь № 153-З от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи» определены цели, принципы, формы, способы, порядок и условия оказания психологической помощи.

К видам психологической помощи относятся:

üпсихологическое консультирование;

üпсихологическая  коррекция;

üпсихологическая профилактика;

üпсихологическое просвещение.

Составной частью любого вида психологической помощи может являться психологическая диагностика.

Приоритетными направлениями сопровождения являются:

В  начальной школе - определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.

В базовой школе - психологическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового, профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании навыков построения конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.

В старших классах - оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии способности к целеполаганию; профилактике девиантного  и зависимого поведения учащихся.

Важно знать, что ребенок может обратиться к психологу:

  • если его не принимают сверстники, подшучивают, насмехаются;
  • если не понимают родители; 
  • если не знает, чем ему интересно заниматься;
  • если не хочется учиться и ходить в школу; 
  • если боится учительницы и всё забывает;
  • если совершил плохой поступок и боится признаться;
  • если не знает, как понравиться сверстникам; 
  • если сам себе не нравится;
  • если у него плохая память; 
  • если не может разрешить затянувшийся конфликт;
  • если не может отказывать в просьбах, а на всё соглашается; 
  • если хочет узнать про себя самого побольше – о своём характере, темпераменте, уме, памяти, внимании, эмоциональных состояниях. интересно проводить свободное время и заботиться об их здоровье и безопасности.

Педагог социальный 

Работает в школе, в молодежных и детских организациях и объединениях. Он защищает права и интересы детей и молодежи, помогает решать семейные проблемы, поддерживает ребенка в трудных жизненных ситуациях. Подсказывает, как найти занятие по душе и проявить таланты, помогает в выборе профессии, трудоустройстве и оздоровлении.