О гимназии
Одно окно
Методичка
Воспитание
Библиотека
Медиацентр
Фотогалерея
Сервисы
Инновационный проект «Внедрение модели методической работы по проектированию эффективного урока»
Консультант проекта: Пашкович Татьяна Фадеевна, методист высшей квалификационной категории центра развивающих педагогических технологий ГУО «Академия последипломного образования», 80172857869; 80172620692; e-mail: patafa7@mail.ru
Разработчик проекта: Пивоварчик Светлана Ивановна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия г. Ганцевичи»,
80164624236, 80164623239
e-mail: gymn@gancevichi.edu.by
База инновационной деятельности: ГУО «Гимназия г. Ганцевичи»
Сроки проведения инновационной деятельности: 2014-2017 г.г.
Обоснование целесообразности осуществления
инновационной деятельности
В Кодексе Республики Беларусь об образовании одним из основных требований к организации образовательного процесса является создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально-значимой деятельности, обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки обучающихся. Организация целенаправленной и системной работы по созданию креативной образовательной среды по раскрытию интеллектуального и творческого потенциала каждого учащегося требует соответствующего уровня профессионального мастерства от педагогов. Структурно-содержательной единицей такой среды является такое учебное занятие как урок.
Среди множества проблем образовательной практики особое место по-прежнему занимают проблемы, связанные с подготовкой и проведением урока:
Названные проблемы становятся для многих педагогов мотивом для оптимизации современного урока, так как при многообразии применяемых форм организации обучения (уроки, семинары, лабораторные работы, конференции и т.д.) урок остаётся основной структурно-содержательной единицей образовательного процесса.
Классно-урочная форма обучения основана ещё Я.А. Коменским в его «Великой дидактике». В. Сухомлинский об уроке писал: "Урок - это зеркало общей педагогической культуры учителя, мера его интеллектуального богатства, показатель его световидения, эрудиции". По словам М. Скаткина, "урок - это клеточка педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке".
Эффективный урок ориентирован на реализацию концепции поддержки, сотрудничества, партнерских отношений, культивируемых в малой группе, которая играет несколько иные социальные роли, чем может играть коллектив. Кроме того, необходимая индивидуализация соединена с важным условием – группой или групповой работой. Эффективный урок и его стержень – самообразование – организованы так, что достижение результата возможно при индивидуальной деятельности, при работе с другими участниками проекта. Поэтому обучение в условиях группового обсуждения и поддержки способствует достижению более высоких результатов. Группа также создает более комфортные психологические условия: помогает повышению самооценки, расширяет личностный опыт, углубляет неформальные взаимосвязи в группе[25].
Эффективный урок отличается:
Эффективный урок как основная форма учебного занятия позволит разрешить следующие противоречия между:
Модель методической работы по проектированию эффективного урока педагогический коллектив рассматривает как условие и средство для формирования и развития профессиональной компетентности педагогов по проектированию и проведению эффективного урока.
Готовность педагогического коллектива к реализации данного проекта подтверждается: высоким уровнем профессионализма и мотивации к инновационной деятельности. Модель методической работы по проектированию эффективного урока можно рассматривать как альтернативу для формирования соответствующих копетенций у педагогов по проектированию и проведению эффективного урока.
Цель: формирование и развитие профессиональной компетентности по проектированию и проведению эффективного урока посредством внедряемой модели методической работы.
Задачи:
Научные теории и разработки, на основе которых разработан проект
В основу разработки проекта «Внедрение модели методической работы по проектированию эффективного урока» положены идеи кандидата педагогических наук, доцента, Глинского А.А. Модель методической работы представляет собой целостную систему деятельности по обновлению взглядов, подходов к назначению, структуре, содержанию, функциям методической работы на основе развития базовых и инновационных процессов в соответствии с заданными целями.
Компонентами данной модели методической работы являются:
Теоретические основы урока разрабатывали известные педагоги Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко. Большой вклад в разработку современного эффективного урока внесли М.И. Башмаков, А.И. Жук, Н.И. Запрудский, Ю.А. Конаржевский, Н.Б. Крылова, А.М. Новиков, И.П. Подласый, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, С.Н. Чистяков, В. Ф. Шаталов, С.Т. Шацкий и другие.
Отличительными чертами эффективного урока являются: тесная связь учебной деятельности с реальной практической деятельностью учащегося и ориентация процесса обучения не на количественный, а на «качественный продукт», важнейшим критерием которого является развитие опыта учащегося и наличие самостоятельного творческого продукта, практическая самореализация каждого учащегося, переход учителя на позицию консультанта и наставника (М.И. Башмаков, А. Н. Жук, Н.И. Запрудский, И.П. Подласый, А.В. Хуторской).
М.И. Башмаков рассматривает эффективный урок как личностно- ориентированную педагогическую систему, которая обеспечивает получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых учеником и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, уверенное вхождение в социум с учетом своих склонностей и особенностей своего развития.
А. В. Хуторской отмечал, что «эффективный урок красив… Эффективный урок успешен… Эффективный урок приносит ученикам радость познания, а учителям профессиональное удовлетворение. Новые стандарты дают педагогам возможность больше сосредоточиться на развитии личности ребенка. Значит, эффективный урок - тот, который позволяет каждому ребенку сделать шаг вперед, прирасти новыми знаниями, новым опытом, новыми открытиями».
Н. И. Запрудский считает, что методические разработки уроков являются хорошей иллюстрацией учительской дидактической системы. Они, будучи согласованными с провозглашённой педагогом миссией, концептуальными основаниями дидактической системы, описанием её компонентов, могут убедительно демонстрировать направленность, целостность и непротиворечивость системы и её особенности. Тщательное продумывание и описание уроков - это важная часть работы учителя. Известно, что результативность подготовленных уроков, как правило, выше чем уроков-экспромтов.
Эффективный урок – это урок, на котором обеспечена обратная связь. По мнению профессора Запрудского Н. И., обратная связь — это воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на его характер. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной; если ослабляет — отрицательной.
Для современного урока (и образовательного процесса в целом) обратная связь имеет первостепенное значение, поскольку она:
Педагогическое проектирование - это содержательное обобщение многих смыслов: средство и технология обучения; возможность творческого развития субъекта проектировочной деятельности; процесс создания педагогических проектов; направление современной педагогики; способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Профессор И.П. Подласый отмечает, что без грамотного, научно обоснованного проектирования учебных занятий тщетно надеяться на повышение качества образования учащихся. Существует множество примеров, когда учителя даже с высоким уровнем мастерства не могли изменить ход плохо спланированного урока. Главное в хорошем уроке — труд учащихся. Без него нет результата.
По мнению А.И. Жука, существуют особенности проектирования в образовательных системах: проект всегда есть создание новой образовательной формы, результат её мысленного моделирования и конструирования; проект включает новое представление об объекте как следствие недовольства её прежним состоянием, с другой стороны, проект является результатом нового управленческого или педагогического мышления, результатом их перенормирования; в процессе изменения деятельности проект играет роль идеальной модели, цели, которая задаёт основное направление изменению, развитию.
Проектирование эффективного урока предполагает развитие не только учащегося, но и содержания его образования, которое связывается в ходе активной деятельности самого учащегося. Он становится субъектом, конструктором и продуктом своего собственного образования. Создание образовательных продуктов обеспечивает результаты внутренней динамики учащегося (его умений, знаний, способностей, компетенций)[9].
Этот подход принципиально отличается от традиционных методов обучения, когда учащийся учит материал, не приобретая личного опыта решения проблем. Достижения культуры должны стать не столько предметом усвоения, сколько результатом познавательной деятельности самих учащихся.
При проектировании урока важно ориентироваться на предъявляемые к нему требования, сформулированные на основе анализа педагогических теорий, учёта педагогических закономерностей, социального и государственного заказов учреждений общего среднего образования, педагогического опыта.
К критериям эффективного урока можно отнести следующие компоненты:
Система методической работы, в основу которой положена данная модель, включает в себя целевой компонент, принципы построения, этапы и условия подготовки педагогов к проектированию эффективного урока, методы, способы и формы организации локальных методических формирований, критерии и способы оценивания полученных результатов,позволит сформировать компетенции педагогов по проектированию и проведению эффективного урока.
Целевой компонент методической работы состоит в создании условий профессионально-личностного роста педагога и его педагогической компетентности.
Принципы построения методической работы: соцальной обусловленности, научной обоснованности, демократизации, гуманизации, индивидуализации, сотрудничества, целостной гармонии, преемственности, перспективности, обратной связи. В рамках реализации данной модели методической работы по формированию у педагогов готовности проектировать эффективный урок предполагается использование как классических форм работы - педагогический совет, методические объединения, педагогические чтения, консультация, круглый стол, мозговой щтурм, так и современных эффективных обучающих форм - тренингов, мастер-классов, выставок-ярмарок педагогических идей, педагогических мастерских, модерирования, супервизии. Однакоприоритетная роль будет принадлежать постоянно действующим обучающим семинарам, где педагоги будут приобретать методологические основы, умения и навыки проектирования, а также транслировать эффективный педагогический опыт.
Для реализации модели методической работы необходимо определить этапы и условия подготовки педагогов к проектированию эффективного урока. Внедрение модели методической работы по проектированию эффективного урока предполагается осуществить в три этапа: подготовительный, конструктивно-технологический, практический.
На подготовительном уровне проводятся следующие исследования: ознакомление с состоянием проблемы путем изучения научно-теоретических и зарубежных источников, массового педагогического опыта по проблеме методической работы. На втором конструктивно-технологическом этапе будут готовится первичные научно-методические и диагностические материалы, анализ и обобщение данных инновационной работы. На третьем практическом этапе проводится анализ системыметодической работы на основе созданной модели, пути дальнейшего совершенствования и развития педагогических кадров.
Формы, методы, средства методической работы
Формами методической работы будут коллективные, групповые, индивидуальные. К коллективным отнесем тематические педсоветы, научно-практические конференции, проблемные семинары, педагогические студии, педагогические мастерские, мастер-классы. К групповым формам относятся предметные МО, школа передового педагогического опыта, школа совершенствования педагогического мастерства, школа исследователя, наставничество, педконсилиумы, методические совещания. К индивидуальным отнесем самообразование, разборы педагогических ситуаций, персональные творческие выставки, разработка авторской программы, защита авторской методики.
Традиционные методы и средства методической работы: педагогический совет, семинар, консультация, круглый стол, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум.
Новые методы и средства методической работы: педагогический ринг, дебаты, деловая игра, выставка-ярмарка педагогических идей, творческий час.
Новейшиеметоды и средства методической работы: мастер-класс, кружки качества, педагогическая мастерская, квик-настройка, игровое моделирование, метод проектов.
В данной модели методической работы определены критерии и способы полученных результатов. К таким критериям относятся:
Благодаря внедрению данной модели методической работы, предполагается развитие и совершенствование следующих компетенций педагогов:
Таким образом, реализация модели методической работы по проектированию эффективного урока, построенная на основании рассмотренных теоретических положений ученых, позволит существенно повысить уровень обученности , личностного развития, профессионального самоопределения, развития компетенций и сохранения здоровья учащихся,
путем постановки новых целей образования, определения новой роли педагога в образовательном процессе, применения новых форм и методов проектирования и проведения эффективного урока как структурно-функциональной единицы образовательного процесса.
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
Участниками инновационного проекта являются:
Для осуществления инновационного проекта гимназия располагает развитой материально-технической базой:
Подтверждение результатов педагогической эффективности
и социально-экономической значимости фундаментальных
и прикладных научных исследований,
апробированных в ходе экспериментальной деятельности
Экспериментальная проверка модели методической работы А. А. Глинского осуществлялась путем:
Результативность внедрения модели управления системой методической работы и ее влияния на развитие профессиональной компетентности педагогов оценивалась по показателям целевой, социально-психологической, технологической и ресурсной эффективности.
Эффективность модели подтверждена данными, полученными в ходе эксперимента: методическая работа, отвечающая принципам научности, непрерывности, актуальности, системности, гуманизации, способна обеспечивать в рамках учреждения образования рост профессионального уровня педагогических кадров.
Экспериментальная проверка модели способствовала определению места и роли методической работы в профессиональном развитии педагогов.
Данная модель в качестве экспериментальной прошла апробацию в Славянской гимназии г. Бобруйска, Полоцком лицее, Витебской гимназии № 1, в учреждениях Слонимского, Осиповичского, Новогрудского и других районов.
При реализации инновационного проекта планируется использование апробированного эффективного опыта организации методической работы по проектированию эффективного урока в России, более чем десятилетний опыт развития школ, которые были экспериментальными площадками ( Санкт-Петербург, Москва, Кемерово, Сочи и другие регионы).
С 2008 года Научная школа А.В. Хуторского проводит педагогический эксперимент, целью которого является проектирование и реализация концепции, содержания, технологий, форм и методов человекосообразного образования, то есть инновации, внедряемые учителями, методистами, администраторами, родителями, имеют целью реализовывать заложенный в учащихся потенциал, формировать ключевые компетенции, необходимые для успешной жизни и деятельности. Научная школа является для учителей-экспериментаторов путеводителем по этим внедряемым новшествам.
При реализации инновационного проекта мы планируем использовать эффективный опыт организации методической работы по проектированию эффективного урока в России. Более чем десятилетний опыт развития школ – экспериментальных площадок уже есть в Санкт-Петербурге, Москве, Кемерово, Сочи и других регионах.
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели
Предполагается, что благодаря внедрению модели методической работы по проектированию эффективного урока будут:
Охарактеризуем структурно-содержательные блоки модели.
Создание в учреждении образования деятельностно-творческой среды
по формированию компетенций педагогов
Такая деятельностно-творческая среда предполагает формирование компетенций педагога, способности выпускника гимназии к самоопределению в меняющемся обществе (к активному поиску своего места в нем, умению выстраивать пути достижения профессиональных целей).
Конкретно создание такой среды предполагает следующее:
В образовательном пространстве учреждения образования необходимо создать условия для деятельностно-творческой среды, способствующей формированию компетенций педагогов.
Становление новых компетенций педагога как проектировщика
эффективного урока
Изложенные выше концептуальные положения предполагают внесение изменений в содержание, методы и способы организации образовательной системы учреждения образования, основанной на принципах компетентностного подхода.
Диагностика ключевых компетенций педагогов включает в себя следующие компоненты:
В образовательном пространстве необходимо создать условия для деятельностно-творческой среды по формированию компетенций педагогов.
Создание образовательной системы учреждения образования
на основе принципов компетентностного подхода для учеников
Цель проектирования эффективного урока – предоставить учащимся возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы. Обеспечить достижение этой цели помогает проект по предмету, в котором ученики создают свои знания и продукты. Учащиеся могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, спроектировать этапы познавательной деятельности, отобрать темы, проконтролировать и оценить работу. Чем большую степень включения учащегося в конструирование собственного образования обеспечивают проект и учитель, тем полнее оказывается индивидуальная самореализация учащегося, тем выше результат самообучения.
Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:
Логика проектирования эффективного урока базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины через совершенствование системы обучения: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования, сотрудничество в исследования.
Проектирование современного урока
при организации образовательного процесса
На данном этапе развития белорусской школы необходим такой урок, который:
Всем этим требованиям должен отвечать эффективный урок, который проектируется и проводится педагогами, обладающими соответствующими компетенциями.
Построение образовательного процесса в условиях модели методической работы по проектированию эффективного урока будет осуществляться на основе следующих принципов и положений:
Эффективным инструментом будет активная оценка, которая определяется как стратегия обучения, в рамках которой учащиеся имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи, неудачи, овладевать процедурами оценки и взаимной оценки, управлять собственным учением.
Цель эффективного урока, обусловленного проектированием - предоставления учащимся возможности творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы. Обеспечением достижения этой цели может быть образовательный проект по предмету, в котором учащиеся создают свои знания и продукты.
Традиционные (педагогический совет, семинар, консультация, круглый стол, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум).
Новые (педагогический ринг, дебаты, деловая игра, выставка-ярмарка педагогических идей, творческий час).
Новейшие (мастер-класс, кружки качества, педагогическая мастерская, квик-настройка, игровое моделирование, метод проектов).
Самообразование педагогов как решающий фактор
в проектировании эффективного урока.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога, которое осуществляется в ходе педагогического исследования в соответствии с темой инновационного проекта.
Самообразование является основой формирования инновационного педагогического опыта и зависит от условий, обеспеченных внедряемой моделью методической работы.
Индивидуальный стиль работы каждого педагога предполагает развитие инновационного мышления, что проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективами общества.
Ожидаемые результаты:
Критерии и показатели, согласно которым будет оцениваться
эффективность инновационной деятельности
Критерии
Показатели
Состояние здоровья учащихся
— снижение количества пропусков занятий по болезни;
— увеличение числа учеников с первой группой здоровья;
— положительная динамика функционального состояния учащихся;
— снижение уровня тревожности учащихся
Сформированность ключевых компетенций учащихся
— ценностно-смысловая компетенция;
— общекультурная компетенция;
— учебно-познавательная компетенция;
— информационная компетенция;
— коммуникативная компетенция;
— социально-трудовая компетенция;
— компетенция личностного самосовершенствования
Личностное развитие
и профессиональное самоопределение
учащихся
— динамика уровня развития и сформированности социальных и эмоциональных способностей;
— динамика уровня готовности к проектированию личностного плана развития;
— динамика уровня сформированности социально-ценностных мотивов (долга, ответственности, достижения успеха, стремление к непрерывному самообразованию);
— динамика стабильности профессиональных приоритетов учащихся;
— степень овладения учащимися навыками самоопределения, умениями делать выбор и принимать решение
Обученность учащихся
— качество предметной подготовки учащихся: степень обученности учащихся и качество знаний по учреждению образования;
— результативность участия во всех этапах республиканской олимпиады по учебным предметам и в конкурсах исследовательских работ учащихся;
— степень обученности учащихся и качество знаний по учреждению образования;
— готовность к продолжению образования на всех ступенях обучения;
— уровень мотивации учебных достижений
Сформированность контрольно-оценочной деятельности учащихся
— сформированность навыков самооценки и самоконтроля;
— умение высказывать оценку своим действиям;
— умение осуществлять взаимооценку
Удовлетворенность субъектов качеством образовательного
процесса
— удовлетворенность учащихся;
— удовлетворенность педагогов-участников инновационного проекта;
— удовлетворенность членов педагогического коллектива;
— удовлетворенность законных представителей учащихся
Инновационная
компетентность
педагогов
— положительная мотивация педагогов к инновационной деятельности;
— сформированность исследовательской, проектной и рефлексивной компетенций;
— овладение навыками проектирования и проведения эффективного урока;
— трансляция инновационного педагогического опыта посредством публикаций
Список использованной литературы
1. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика.-М.,2003.-№10
2. Глинский, А.А.Методическая работа в общеобразовательном учреждении: учеб.-метод.пособие/ Акад. последиплом. образования.- Мн.,2002.-128с.
3. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие/ А.И. Жук, Н.Н. Кошель. Мн., 2004.
4. Запрудский, Н.И. Активная оценка – новая стратегия обучения / Н. И. Запрудский// Кіраванне ў адукацыі. - 2011.- №12
5. Запрудский, Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем / Н.И. Запрудский. – Мн.: Сэр-Вит, 2008 – 342 с.
6. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский. – Мн.: Сэр-Вит, 2010, - 256 с.
7. Зубаева, Е.И. Обучение по индивидуальным учебным планам/ Е. И. Зубаева //Народное образование. – 2006. - №5
8. Калмыкова, И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности //Образование в современной школе.-М, 2002.-№5
9. Крылова, Н.Б. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика) / Н.Б. Крылова. – М., 2005
10. Крылова, Н.Б. Становление новых компетенций: педагог широкого профиля как проектировщик образования // Науч.-метод. журнал Новые ценности образования. Как работает продуктивный педагог. – 2004. –выпуск 4(19). С 21 – 30.
11.Кухарев, Н.В. Педагог-мастер, педагог-исследователь/ Н.В. Кухарев. Гомель, 1992.
12.Кухарев, Н.В. Стимулирование педагогического творчества/ Н.В. Кухарев, В.С. Решетько. Мн., 1997.
13.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М., Политиздат, 1977. 304с.
14. Моделируем поисковые ситуации// Директор школыМ.,2003.-№2.-С.35.
Морозова, В.В. Модульное обучение на основе технологической карты// Образование в современной школе.-2001.-№5-6.
15. Новое педагогическое сознание// Народное образование. 2003.-№9.-С.76.
Организация инновационной деятельности в учреждениях образования/ Под ред. Г.И. Николаенко, Мн, АПО, 2010.
16. Пашкович, Т. Ф. современные подходы к организации методической работы в гимназии /Т.Ф.Пашкович // Кіраванне ў адукацыі. - 2012.- № 6. – С.24 – 28.
17. Пашкович, Т. Ф. Система работы с одарёнными учащимися / Т.Ф.Пашкович // Организационно-методическое обеспечение работы с одарёнными учащимися /В.В.Позняков.-Минск, 2014.-С.8-23.
18. Пашкович, Т. Ф. Организационно-методическое обеспечение практико-исследовательской деятельности педагогов в процессе реализации инновационного проекта / Т.Ф.Пашкович // Пачатковае навучанне.— 2014.- № 1 С.3-5.
19. Подласый, И.П. Будем учить основательно и продуктивно // Народное образование. – 2004 - №7
20. Тубельский, А.Н. Школа самоопределения. Шаг второй/ А.Н. Тубельский. АО «Политекст». - 1994
21. Учитель, который работает не так / Под ред. А.Н. Тубельского, М., 1996
22. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование №2, 2003. – С. 58-64.23. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб, 2002. - 427 с.
Подробнее...