АРХИВ НОВОСТЕЙ
РусскийБеларуская

30.04.2024
Поздравление Министра образования с праздником Труда – 1 мая
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
От имени Министерства образования Республики Беларусь и от меня лично примите самые искренние поздравления
с праздником Труда – 1 мая!
Подробнее...

30.04.2024
Белорусско-узбекское сотрудничество в сфере образования – успешный вектор для устойчивого социально-экономического развития двух стран
Гостеприимная столица Беларуси принимает первый Белорусско-Узбекский форум профессионального образованияПодробнее...

29.04.2024
Робототехника – дорога в будущее
Заключительный этап первого республиканского турнира по робототехнике завершился в минувшие выходные. Он собрал свыше 150 молодых людей со всей Беларуси в Центре олимпийского резерва в Жлобине. Самому младшему – всего восемь лет, старшему – 18Подробнее...

26.04.2024
Первый белорусско-узбекский форум профессионального образования – вектор на взаимодействие
С 29 апреля по 1 мая в Минске состоится Первый белорусско-узбекский форум профессионального образования. Для участия в мероприятии в белорусскую столицу прибудет обширная делегация руководителей различного уровня системы образования Республики Узбекистан во главе с Министром высшего образования, науки и инноваций К.А. ШариповымПодробнее...

25.04.2024
Сплав молодости и опыта: белорусская молодежь активно участвует в общественной жизни страны
В белорусской столице продолжается работа VII Всебелорусского народного собрания. Изменения в Основной закон, которые граждане страны поддержали на референдуме, наделили ВНС большими полномочиями. Теперь высший орган народовластия будет определять векторы развития общества, утверждать Военную доктрину и Концепцию национальной безопасности, станет гарантом незыблемости конституционного строя, преемственности поколений и гражданского согласияПодробнее...

29.04.2024
Шестой школьный день
Подробнее...

29.04.2024
Участие в областной квест-игре "Разведчик"
Подробнее...

26.04.2024
Опыт работы ГУО "Средняя школа № 3 г. Ганцевичи" в рамках проекта "От качества образования - к качеству жизни"
Подробнее...

26.04.2024
Презентация опыта в ГУО "Раздяловичская СШ" в рамках методического проекта "От качества образования – к качеству жизни"
Подробнее...

26.04.2024
Победа в командной олимпиаде по информационной безопасности
Подробнее...

Главная : Методичка : Инновационный проект : 2021-2024 годы

1. Название инновационного проекта

         «Внедрение модели формирования читательской грамотности у учащихся II ступени общего среднего образования»

2. Данные о разработчике и консультанте: фамилия, собственное имя, отчество, место работы и должность, ученая степень и ученое звание

         Разработчик Жукович Николай Васильевич, учитель-методист, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 1 г. Берёзы имени В.Х. Головко» Брестской области;

         консультант Просколович Ольга Владимировна, Белорусский государственный университет, заведующий кафедрой риторики и методики преподавания, доктор педагогических наук, профессор.

3. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности

Планируется осуществление инновационного проекта на базе:           

1. ГУО «Средняя школа № 1 г. Берёзы имени В.Х. Головко» Брестской области.

2. ГУО «Средняя школа № 7 г. Кобрина» Брестской области

3. ГУО «Гимназия г. Ганцевичи» Брестской области

4. ГУО «Средняя школа № 1 г. Славгорода» Могилёвской области

5. ГУО «Турковская СШ» Бобруйского района Могилёвской области

6. ГУО «Искровская БШ» Белыничского района Могилёвской области

7. ГУО «Дрибинская СШ» Горецкого района Могилёвской области.

4. Обоснование использования в образовательном процессе учреждения образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность

«Проблемное поле» деятельности государственного учреждения образования «Гимназия г.Ганцевичи» возникло ещё в 2018 году, когда 63 учащихся IX–X классов приняли участие в проверке предметных знаний и умений по линии Международной программы оценки образовательных достижений учащихся PISA. Пятнадцатилетние учащиеся белорусских школ по результатам хоть и достигли второго порогового уровня, но впечатления как у испытуемых, так и учителей остались неудовлетворительными: все участники этого мониторинга были удивлены содержанием предложенных познавательных и практических задач, которые на то время выходили за рамки учебных предметов.

Администрация гимназии, проанализировав изменения взглядов на модель подготовки выпускника современного учреждения образования и вышеназванную проблему, взяла направление деятельности педагогического коллектива на реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе: от усвоения учащимися системы знаний к формированию способностей использовать их для решения различных задач, находить нужную информацию, оценивать её значимость для практической деятельности и повседневной жизни.

Коллектив ГУО «Гимназия г. Ганцевичи» уже формирует у учащихся функциональную грамотность, под которой имеет в виду способность использования ими приобретённых знаний, умений и навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности и социальных взаимоотношениях. Но в процессе работы возникла проблема несовпадения желания учителей-предметников гимназии с содержанием современных учебников, где не всегда присутствуют задания на формирование читательской, математической и естественнонаучной грамотности. К сожалению, разработанные специалистами Национального института образования дидактические и диагностические материалы в пособиях для учителей учреждений общего среднего образования серии «Компетентностный подход» не всегда доступны, из-за выполнения программных требований зачастую не хватает времени на использование этих дополнительных материалов на учебных занятиях.

Перед коллективом учебного учреждения возникла задача: как помочь учащимся овладеть книгой и текстом как инструментом познания жизни и человеческого опыта.

Стало понятно, что описанные выше проблемы решить средствами традиционных технологий и методик невозможно.

Разработчик этого инновационного проекта в 2020/2021 учебном году уже ввёл технологию формирования читательской грамотности через отдельные уроки белорусской литературы согласно учебной программе в V классе. Структура этапов таких занятий соответствовала в основном комбинированному типу урока, только вместо устной аналитической беседы был введён этап самостоятельной работы учащихся с художественным текстом и письменными ответами на разработанные тестовые задания к ним. На тренировочно-коррекционном этапе урока учитель вместе с пятиклассниками проводил сверку результатов и работу над ошибками.

Как показал опыт проведения таких единичных занятий (3-4 урока на четверть) по белорусской литературе, с поставленной задачей самостоятельно справлялись 75 % учащихся. Пятиклассники успешно выполняли различные действия по ориентировке в тексте, которые были связаны с восприятием, выявлением, осознанностью, оценкой содержания и смысла художественного произведения. Практически все тестовые задания учителем были сконструированы по образцу заданий технологии читательской грамотности. С каждым уроком автор эксперимента старался вводить новые формы тестовых заданий. В итоге было замечено, что с применением технологии читательской грамотности учащиеся пятого класса стараются более внимательно повторно прочитывать содержание программного произведения, без каких-либо проблем быстро умеют находить и выбирать нужную информацию, хорошо интегрируют и интерпретируют текст, не возникают трудности у большинства учащихся с осознанностью и оценкой содержания и формы текста.

Благодаря использованию элементов модели формирования читательской грамотности у учащихся двух пятых «А» и «Б» классов очевидно возник интерес к учёбе по предмету: повысилось качество знаний с 77, 4 % за І четверть и до 88,5 % во ІІ четверти.

Разработчик данного инновационного проекта, являясь руководителем районной творческой группы учителей белорусского языка и литературы, уже в октябре 2020 года вовлёк коллег на разработку и использование тестовых заданий по белорусской литературе для всех классов средней школы.

Как известно, читательская грамотность является метапредметным умением, так как способность к чтению и пониманию учебных текстов (умение добывать информацию с текста, переосмысливать её и использовать с целью решения различных учебных и практических задач) нужна для процесса обучения по всем без исключения учебным предметам, а также и для самостоятельной жизни. Поэтому на процесс формирования читательской грамотности (в данном случае под этим термином подразумеваются и математическая и естественнонаучная грамотность) должны быть направлены усилия всех учителей-предметников.

Творческая группа гимназии, состоящая из 8 учителей-предметников белорусского и русского языка и литературы, математики, физики, географии, при реализации заявленного выше инновационного проекта ставит перед собой следующие цель и задачи:  

Цель проекта: формирование у учащихся VIX классов учреждения общего среднего образования функциональной грамотности, позволяющей свободно социализироваться и адаптироваться в среде, умения эффективно понимать, применять и интерпретировать письменные тексты в процессе преподавания учебных предметов «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Математика», «Физика» и «География».

Задачи проекта: 1) разработать и реализовать в гимназии систему управления, обеспечивающую включение отдельных педагогов в процесс реализации инновационного проекта;

         2) обеспечить научно-методическое сопровождение на всех этапах реализации инновации, которое содействует самообразованию учителей-предметников посредством теоретического осмысления концептуальных основ проекта;

         3) организовать научно-методическое сопровождение инновационной деятельности с целью вовлечения педагогов в процесс управления индивидуальным личностно-профессиональным развитием на основе реализации заявленной инновационной модели;

         4) разработать методические рекомендации и дидактические материалы по эффективному внедрению технологии читательской грамотности в массовую образовательную практику в гимназии;

         5) организовать процесс представления и трансляции эффективного педагогического опыта для учительской общественности по формированию читательской грамотности у учащихся II ступени общего среднего образования;

         6) формировать в образовании учащихся VIX классов учебного учреждения предметные, личностные и метапредметные образовательные результаты.

        Реализуя инновационный проект «Внедрение модели формирования читательской грамотности у учащихся II ступени общего среднего образования», разработчик, администрация и творческая команда учителей-предметников учебного учреждения ориентируется также на ожидаемые итоги:

повышение результативности образовательного процесса в гимназии;

повышение уровня компетентности участников образовательного процесса по вышеперечисленным учебным предметам;

построение новой модели урочной деятельности;

социальная адаптация учащихся к последующему обучению в ВУЗах;

повышение профессионального уровня педагогов гимназии;

повышение привлекательности учреждения образования для родительской общественности;

показатель удовлетворённости качеством образовательного процесса учащихся, их родителей – не менее 75%.

5. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Кадровый состав участников инновационной деятельности будет соответствовать задачам и направлениям инновационной деятельности.

В проекте будут задействованы учителя-предметники белорусского и русского языка и литературы, математики, физики, географии высшей квалификационной категории и учителя-методисты заявленного учебного учреждения.

Все участники инновационного проекта обеспечиваются компьютерами, оргтехникой, приобретенные за счёт бюджетной и внебюджетной деятельности учреждения образования.

6. Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности

Согласно цели и задачам инновационный проект предполагает использование универсальных критериев эффективности инновационной деятельности, которые позволяют объективно оценить результаты инновационной деятельности всех участников (перечень и шкала измерения критериев отражены в следующей таблице):

№ п.п.

Критерии эффективности инновационной деятельности

Шкала измерения

Обученность учащихся

% (проценты)

Воспитанность

%

Социализация

%

Когнитивная и технологическая компетентностьучащихся

%

Личностное развитие учащихся

%

Профессиональная мобильность, инновационное мышление и инновационная культура педагогов

%

Сохранение здоровья учащихся

%

Сохранение здоровья учителей-предметников

%

Удовлетворённость учащихся

%

Удовлетворённость учителей-предметников

%

7. Сроки проведения инновационной деятельности

         Три года: с 01.09.2021 по 31.08.2024

№ п.п.

Содержание

работы

Сроки

Ответственные

Форма оформления результатов работы

1.

Организационно-управленческое обеспечение

с 01.09.2021 по 31.08.2024

Барановская И.В., директор

Приказы, протоколы педагогических советов, совещаний при директоре

Информационно-аналитическое обеспечение

с 01.09.2021 по 31.08.2024

Пивоварчик С.И., заместитель директора по учебной работе

Информационно-аналитические справки, доклады, протоколы методических советов и совещаний

 

3.

Научно-методическое обеспечение

с 01.09.2021 по 31.08.2024

Пивоварчик С.И., заместитель директора по учебной работе

Информационно-аналитические справки, доклады, протоколы методических советов и совещаний

Работа с педагогами

с 01.09.2021 по 31.08.2024

Пивоварчик С.И., заместитель директора по учебной работе

Информационно-аналитические справки, доклады, протоколы методических советов и совещаний

5.

Психолого-педагогическое сопровождение

с 01.09.2021 по 31.08.2024

педагог-психолог

контрольно-измерительные материалы: данные анкет, тестов и др.

Планирование результатов

с 01.09.2021 по 31.08.2024

Пивоварчик С.И., Шуляк Т.Н., Клевец А.И.,

Омельянович Г.И.,

Зань Л.И.,

Пищ Л.Н.,

Гурман Т.А.,

Занько А.А.

контрольно-измерительные материалы, данные классных журналов

  8. Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

Внедрение инновационного проекта осуществляется заявленным учреждением образования за счет бюджетной и внебюджетной деятельности.

Оплата труда участников инновационного проекта осуществляется согласно Постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2019 № 93 (условия оплаты труда) (1,3 повышение тарифных ставок (окладов) директору гимназии, одному из заместителей руководителя по основной деятельности – на 20 процентов, учителям-предметникам гимназии – на 15 процентов на период осуществления инновационной деятельности, проводимой в учреждении образования в соответствии со статьей 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании.)

Стимулирование деятельности педагога-психолога осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств учреждения образования.

Обеспечение участников инновационного проекта необходимыми научно-методическими, дидактическими материалами, оргтехники и другими средствами, необходимыми для осуществления программы инновационной деятельности – за счет внебюджетных средств гимназии.

Участие в семинарах, курсовой подготовке, научно-практических конференциях в рамках научно-методического обеспечения инновационной деятельности – за счет внебюджетных средств учреждения образования.

Организация выездных консультаций (курсов, семинаров, практикумов и др.) – за счет внебюджетных средств учреждения образования.

27.04.2024  
Я ЗНАЮ!
Владимир Ильенко, учащийся 10 "Б" гимназии, стал абсолютным ПОБЕДИТЕЛЕМ суперфинала телевизионной викторины!

Подробнее...

27.04.2024  
ФЕСТИВАЛЬ «МЕЧТАЙ! ОБЪЕДИНЯЙ! СОЗДАВАЙ! ТВОРИ!»
Гимназисты стали участниками гала-концерта победителей районного фестиваля «МОСТ».

Подробнее...

26.04.2024  
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В рамках проекта "Родительский университет" для родителей и учащихся 1 "Б" класса прошло занятие "Традиций живая нить".

Подробнее...

25.04.2024  
ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ
В преддверии Дня Чернобыльской трагедии для учащихся гимназии был организован просмотр документального фильма "Чернобыль-наша боль".

Подробнее...

24.04.2024  
ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА
Состоялось заседание "Школы Активного Гражданина", темой которого стала "Родина моя в лицах. С заботой о здоровье".

Подробнее...

24.04.2024  
ЭКСКУРСИЯ
Гимназисты посетили столицу нашей родины.

Подробнее...

24.04.2024  
ОБЛАСТНОЙ СЕМИНАР
Гимназия встретила участников областного семинара руководителей районных учебно-методических объединений педагогов-организаторов.

Подробнее...

Республика Беларусь, Брестская область, г.Ганцевичи, ул. Парковая, д. 10
Телефон: 8-01646-68807 (директор); 68649; 68655

Электронная почта: gymn@gancevichi.edu.by
Регистрационное свидетельство №: 2141102248 от 22.08.2011г.

© Гимназия г. Ганцевичи,2011-2024

Яндекс.Метрика