О гимназии
Одно окно
Методичка
Воспитание
Библиотека
Медиацентр
Фотогалерея
Сервисы
1. Название инновационного проекта
«Внедрение модели формирования читательской грамотности у учащихся II ступени общего среднего образования»
2. Данные о разработчике и консультанте: фамилия, собственное имя, отчество, место работы и должность, ученая степень и ученое звание
Разработчик Жукович Николай Васильевич, учитель-методист, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 1 г. Берёзы имени В.Х. Головко» Брестской области;
консультант Просколович Ольга Владимировна, Белорусский государственный университет, заведующий кафедрой риторики и методики преподавания, доктор педагогических наук, профессор.
3. Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности
Планируется осуществление инновационного проекта на базе:
1. ГУО «Средняя школа № 1 г. Берёзы имени В.Х. Головко» Брестской области.
2. ГУО «Средняя школа № 7 г. Кобрина» Брестской области
3. ГУО «Гимназия г. Ганцевичи» Брестской области
4. ГУО «Средняя школа № 1 г. Славгорода» Могилёвской области
5. ГУО «Турковская СШ» Бобруйского района Могилёвской области
6. ГУО «Искровская БШ» Белыничского района Могилёвской области
7. ГУО «Дрибинская СШ» Горецкого района Могилёвской области.
4. Обоснование использования в образовательном процессе учреждения образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность
«Проблемное поле» деятельности государственного учреждения образования «Гимназия г.Ганцевичи» возникло ещё в 2018 году, когда 63 учащихся IX–X классов приняли участие в проверке предметных знаний и умений по линии Международной программы оценки образовательных достижений учащихся PISA. Пятнадцатилетние учащиеся белорусских школ по результатам хоть и достигли второго порогового уровня, но впечатления как у испытуемых, так и учителей остались неудовлетворительными: все участники этого мониторинга были удивлены содержанием предложенных познавательных и практических задач, которые на то время выходили за рамки учебных предметов.
Администрация гимназии, проанализировав изменения взглядов на модель подготовки выпускника современного учреждения образования и вышеназванную проблему, взяла направление деятельности педагогического коллектива на реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе: от усвоения учащимися системы знаний к формированию способностей использовать их для решения различных задач, находить нужную информацию, оценивать её значимость для практической деятельности и повседневной жизни.
Коллектив ГУО «Гимназия г. Ганцевичи» уже формирует у учащихся функциональную грамотность, под которой имеет в виду способность использования ими приобретённых знаний, умений и навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности и социальных взаимоотношениях. Но в процессе работы возникла проблема несовпадения желания учителей-предметников гимназии с содержанием современных учебников, где не всегда присутствуют задания на формирование читательской, математической и естественнонаучной грамотности. К сожалению, разработанные специалистами Национального института образования дидактические и диагностические материалы в пособиях для учителей учреждений общего среднего образования серии «Компетентностный подход» не всегда доступны, из-за выполнения программных требований зачастую не хватает времени на использование этих дополнительных материалов на учебных занятиях.
Перед коллективом учебного учреждения возникла задача: как помочь учащимся овладеть книгой и текстом как инструментом познания жизни и человеческого опыта.
Стало понятно, что описанные выше проблемы решить средствами традиционных технологий и методик невозможно.
Разработчик этого инновационного проекта в 2020/2021 учебном году уже ввёл технологию формирования читательской грамотности через отдельные уроки белорусской литературы согласно учебной программе в V классе. Структура этапов таких занятий соответствовала в основном комбинированному типу урока, только вместо устной аналитической беседы был введён этап самостоятельной работы учащихся с художественным текстом и письменными ответами на разработанные тестовые задания к ним. На тренировочно-коррекционном этапе урока учитель вместе с пятиклассниками проводил сверку результатов и работу над ошибками.
Как показал опыт проведения таких единичных занятий (3-4 урока на четверть) по белорусской литературе, с поставленной задачей самостоятельно справлялись 75 % учащихся. Пятиклассники успешно выполняли различные действия по ориентировке в тексте, которые были связаны с восприятием, выявлением, осознанностью, оценкой содержания и смысла художественного произведения. Практически все тестовые задания учителем были сконструированы по образцу заданий технологии читательской грамотности. С каждым уроком автор эксперимента старался вводить новые формы тестовых заданий. В итоге было замечено, что с применением технологии читательской грамотности учащиеся пятого класса стараются более внимательно повторно прочитывать содержание программного произведения, без каких-либо проблем быстро умеют находить и выбирать нужную информацию, хорошо интегрируют и интерпретируют текст, не возникают трудности у большинства учащихся с осознанностью и оценкой содержания и формы текста.
Благодаря использованию элементов модели формирования читательской грамотности у учащихся двух пятых «А» и «Б» классов очевидно возник интерес к учёбе по предмету: повысилось качество знаний с 77, 4 % за І четверть и до 88,5 % во ІІ четверти.
Разработчик данного инновационного проекта, являясь руководителем районной творческой группы учителей белорусского языка и литературы, уже в октябре 2020 года вовлёк коллег на разработку и использование тестовых заданий по белорусской литературе для всех классов средней школы.
Как известно, читательская грамотность является метапредметным умением, так как способность к чтению и пониманию учебных текстов (умение добывать информацию с текста, переосмысливать её и использовать с целью решения различных учебных и практических задач) нужна для процесса обучения по всем без исключения учебным предметам, а также и для самостоятельной жизни. Поэтому на процесс формирования читательской грамотности (в данном случае под этим термином подразумеваются и математическая и естественнонаучная грамотность) должны быть направлены усилия всех учителей-предметников.
Творческая группа гимназии, состоящая из 8 учителей-предметников белорусского и русского языка и литературы, математики, физики, географии, при реализации заявленного выше инновационного проекта ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель проекта: формирование у учащихся V – IX классов учреждения общего среднего образования функциональной грамотности, позволяющей свободно социализироваться и адаптироваться в среде, умения эффективно понимать, применять и интерпретировать письменные тексты в процессе преподавания учебных предметов «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Математика», «Физика» и «География».
Задачи проекта: 1) разработать и реализовать в гимназии систему управления, обеспечивающую включение отдельных педагогов в процесс реализации инновационного проекта;
2) обеспечить научно-методическое сопровождение на всех этапах реализации инновации, которое содействует самообразованию учителей-предметников посредством теоретического осмысления концептуальных основ проекта;
3) организовать научно-методическое сопровождение инновационной деятельности с целью вовлечения педагогов в процесс управления индивидуальным личностно-профессиональным развитием на основе реализации заявленной инновационной модели;
4) разработать методические рекомендации и дидактические материалы по эффективному внедрению технологии читательской грамотности в массовую образовательную практику в гимназии;
5) организовать процесс представления и трансляции эффективного педагогического опыта для учительской общественности по формированию читательской грамотности у учащихся II ступени общего среднего образования;
6) формировать в образовании учащихся V – IX классов учебного учреждения предметные, личностные и метапредметные образовательные результаты.
Реализуя инновационный проект «Внедрение модели формирования читательской грамотности у учащихся II ступени общего среднего образования», разработчик, администрация и творческая команда учителей-предметников учебного учреждения ориентируется также на ожидаемые итоги:
повышение результативности образовательного процесса в гимназии;
повышение уровня компетентности участников образовательного процесса по вышеперечисленным учебным предметам;
построение новой модели урочной деятельности;
социальная адаптация учащихся к последующему обучению в ВУЗах;
повышение профессионального уровня педагогов гимназии;
повышение привлекательности учреждения образования для родительской общественности;
показатель удовлетворённости качеством образовательного процесса учащихся, их родителей – не менее 75%.
5. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
Кадровый состав участников инновационной деятельности будет соответствовать задачам и направлениям инновационной деятельности.
В проекте будут задействованы учителя-предметники белорусского и русского языка и литературы, математики, физики, географии высшей квалификационной категории и учителя-методисты заявленного учебного учреждения.
Все участники инновационного проекта обеспечиваются компьютерами, оргтехникой, приобретенные за счёт бюджетной и внебюджетной деятельности учреждения образования.
6. Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности
Согласно цели и задачам инновационный проект предполагает использование универсальных критериев эффективности инновационной деятельности, которые позволяют объективно оценить результаты инновационной деятельности всех участников (перечень и шкала измерения критериев отражены в следующей таблице):
№ п.п.
Критерии эффективности инновационной деятельности
Шкала измерения
Обученность учащихся
% (проценты)
Воспитанность
%
Социализация
Когнитивная и технологическая компетентностьучащихся
Личностное развитие учащихся
Профессиональная мобильность, инновационное мышление и инновационная культура педагогов
Сохранение здоровья учащихся
Сохранение здоровья учителей-предметников
Удовлетворённость учащихся
Удовлетворённость учителей-предметников
7. Сроки проведения инновационной деятельности
Три года: с 01.09.2021 по 31.08.2024
Содержание
работы
Сроки
Ответственные
Форма оформления результатов работы
1.
Организационно-управленческое обеспечение
с 01.09.2021 по 31.08.2024
Барановская И.В., директор
Приказы, протоколы педагогических советов, совещаний при директоре
Информационно-аналитическое обеспечение
Пивоварчик С.И., заместитель директора по учебной работе
Информационно-аналитические справки, доклады, протоколы методических советов и совещаний
3.
Научно-методическое обеспечение
Работа с педагогами
5.
Психолого-педагогическое сопровождение
педагог-психолог
контрольно-измерительные материалы: данные анкет, тестов и др.
Планирование результатов
Пивоварчик С.И., Шуляк Т.Н., Клевец А.И.,
Омельянович Г.И.,
Зань Л.И.,
Пищ Л.Н.,
Гурман Т.А.,
Занько А.А.
контрольно-измерительные материалы, данные классных журналов
8. Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта
Внедрение инновационного проекта осуществляется заявленным учреждением образования за счет бюджетной и внебюджетной деятельности.
Оплата труда участников инновационного проекта осуществляется согласно Постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2019 № 93 (условия оплаты труда) (1,3 повышение тарифных ставок (окладов) директору гимназии, одному из заместителей руководителя по основной деятельности – на 20 процентов, учителям-предметникам гимназии – на 15 процентов на период осуществления инновационной деятельности, проводимой в учреждении образования в соответствии со статьей 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании.)
Стимулирование деятельности педагога-психолога осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств учреждения образования.
Обеспечение участников инновационного проекта необходимыми научно-методическими, дидактическими материалами, оргтехники и другими средствами, необходимыми для осуществления программы инновационной деятельности – за счет внебюджетных средств гимназии.
Участие в семинарах, курсовой подготовке, научно-практических конференциях в рамках научно-методического обеспечения инновационной деятельности – за счет внебюджетных средств учреждения образования.
Организация выездных консультаций (курсов, семинаров, практикумов и др.) – за счет внебюджетных средств учреждения образования.
Подробнее...