О гимназии
Одно окно
Методичка
Воспитание
Библиотека
Медиацентр
Фотогалерея
Сервисы
ПРОЕКТ "Здоровая школа" реализуется на основании приказа директора от 01.09.2022 №207
План реализации
коррекционных медико-гигиенических мероприятий, направленных на первичную профилактику развития функциональных отклонений и заболеваний у учащихся ГУО «Гимназия г. Ганцевичи» на 2022/2023 учебный год
№ п/п
Наименование мероприятий
Ответственный
за проведение
Срок проведения
Планируемый результат
I. Общие организационные мероприятия в УО
Обследование учащихся в соответствии с разработанным алгоритмом комплексного медико-гигиенического исследования
Медицинские работники территориальной организации здравоохранения
Специалисты ЦГЭ
До 1 сентября
Выявление приоритетных проблем, формирующих нарушения здоровья. Индивидуальные заключения и рекомендации
Информация на сайте УО о состоянии здоровья учащихся и основных мероприятиях по профилактике его отклонений
Администрация УО
Октябрь
Повышение информированности всех участников образовательного процесса о ситуации с состоянием здоровья учащихся и факторах, его формирующих
Разработка программы производственного контроля по соблюдению санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса в УО и контроль выполнения
До 10 августа
Повышение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия
Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических требований с использованием карты контроля санитарно-эпидемиологического благополучия (чек-листа)
В течение года
Выявление приоритетных проблем в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия
Создание в УО Психологического комфорта путем правильной организация образовательного процесса и нормализации уклада школьной жизни, культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к учащемуся
Педагоги
Минимизация школьной тревожности у учащихся
II. Основные составляющие мероприятий по обеспечению здоровьесбережения
Информация по имеющемуся международному и национальному опыту здоровьесбережения
Повышение уровня заинтересованности всех участников образовательного процесса в вопросах соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Повышение
информированности всех участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения
Подготовка памяток для Педагогических работников по основным направлениям первичной профилактики заболеваний
Медицинский работник территориальной организации здравоохранения
Обучение педагогов вопросам здоровьесбережения на методических совещаниях и Педагогических советах
Медицинский работник
Выступление на родительских собраниях и Педагогических советах с освещением основных вопросов сохранения здоровья детей в домашних условиях и в период обучения в школе
Лекции:
-основные ошибки в организации питания учащихся - практические шаги в обеспечении нормальной осанки
- как сберечь детские глазки: помощь в школе и дома
- какую пользу приносит движение
- компьютер и здоровье
- пять компонентов рационального режима дня
Другие темы в зависимости от имеющихся приоритетных проблем, касающихся сохранения здоровья учащихся
Включение вопросов здоровьесбережения в материалы классных часов
Классный руководитель
1 раз в четверть
Организация дней здоровья
1 раз в месяц
Обучение детей навыкам самооценки здоровья (уроки физкультуры, биологии, ОБЖ, классные часы)
III. Мероприятия по обеспечению благоприятных санитарно-гигиенических условий в УО
Обеспечение динамического компонента учащихся —
40 мин в течение дня
Ежедневно
Организации не менее 25% перемен на открытом воздухе
Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе после занятий и выходные дни
Родители
Постоянно
Проведение физкультминуток на уроках для профилактики развития статического напряжения
На каждом уроке
Чередование в расписании предметов с преобладанием статического и динамического компонентов
Оснащение рекреаций спортивным оборудованием
для обеспечения двигательной активности учащихся
август
Оптимизация питания учащихся
Коррекция школьных завтраков с учетом требований
к рациональному питанию и выявленных нарушений
Шеф-повар
По мере
выявленных
нарушений
Коррекция перспективного меню УО и повышение осведомленности родителей в вопросах организации питания в домашних условиях для повышения адаптационных
возможностей учащихся
и профилактики
алиментарно-зависимых заболеваний
Обучение учащихся навыкам рационального питания в домашних условиях
Подготовка памяток для учителей и родителей по вопросам рационального питания
Специалист ЦГЭ
1 раз в год
Проведение акции среди учащихся «О пользе продуктов»
Учащиеся
Апрель
IV. Мероприятия по профилактике нарушений здоровья,
обусловленных особенностями организации образовательного процесса («болезней школьного возраста»)
Профилактика нарушений осанки
Подбор и расстановка мебели учащимся в соответствии с ростом и рациональная организация рабочего места
Сентябрь, январь
Формирование правильной осанки и предупреждение развития патологии позвоночника.
Укрепление мышечного корсета
Рассаживание учащихся учетом состояния здоровья:
учащихся с нарушением слуха и зрения рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом — в первый и третий ряды
учащихся, часто болеющие ОРВИ, рассаживают в отдалении от наружной стены
2 раза в год
Предпочтительное использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей на спине
Законные представители учащихся
Подготовка информации (памятки, информация на сайте и др.) для Педагогических работников и учащихся по профилактике нарушений осанки
Размещение в учебных помещениях ростовых линеек и обучение учащихся навыкам их использования
Классные руководители
Оснащение учебных помещений ученическими конторками
администрация
Подготовка памятки и размещение ее на сайте УО о гигиенических требованиях и правилах использования учебной мебели
Медицинский работник,
специалисты ЦГЭ
сентябрь
Обучение вопросам правильной посадки учащихся. Контроль рабочей позы учащихся с учетом вида деятельности
Обучение родителей или других законных представителей на родительском собрании правильной организации рабочего места учащегося в домашних условиях
Расположение в учебных помещениях на 1 ступени обучения в доступном для учащихся месте плаката «Сиди правильно»
Оценка веса ученических ранцев
Администрация
Школьный актив
1 раз
в месяц
Обсуждение результатов оценки веса ранцев на педсоветах и родительском собрании
учащиеся
май
Профилактика нарушений зрения
Правильный подбор очков для дали и для работы вблизи и их использование по назначению
Врач-офтальмолог.
Законные представители обучающихся
По мере выявления
Профилактика нарушений зрения.
Коррекция нарушений зрения, выявленных на ранних стадиях.
Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса в вопросах охраны зрения
Информация на сайт по гигиеническим требованиям к режиму чтения и условиям для организации зрительных работ (в т. ч. по подбору учебных изданий с учетом требований к шрифтовому оформлению в зависимости от возраста учащихся и других гигиенических показателей)
Обеспечение естественного левостороннего освещения при посадке учащихся в учреждении УО и в домашних условиях
Цветовое оформление отдельных элементов мебели, как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном помещении
По мере необходимости
Контроль расстояния от глаз учащегося до стола (должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами)
Коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков (телевизор, компьютер) в домашних условиях с учетом объема учебной нагрузки
Ограничение продолжительности просмотра телепередач в домашних условиях (не более 1 ч в день на расстоянии 3–5 м до экрана — в зависимости от размера экрана телевизора)
Воспитание у учащихся полезной привычки — чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости;
Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна (спазм аккомодации во время сна не проходит)
Соблюдение режима мытья окон
Технический персонал
С наружной стороны 3–4 раза в году,
с внутренней стороны — ежемесячно
Обучение педагогов правилам проведения физкультминуток и формирование «Копилки» физкультминуток для глаз
1 раз в полугодие
Обучение учащихся гимнастике для глаз
Контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности: непрерывная продолжительность чтения для младших школьников составляет 15–20 мин, для среднего возраста — 25–30 мин, для старших школьников — 45 мин) с соблюдением промежутков для отдыха глаз от зрительной работы
Подготовка памятки по профилактике нарушений зрения учащихся в домашних условиях
Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности
Подготовка памяток для педагогов по профилактике повышенной школьной тревожности
Психолог
Поддержание работоспособности учащихся на оптимальном уровне.
Профилактика переутомления. Профилактика школьных стрессов
Групповые занятия учащихся с Психологом:
- развитие коммуникативных навыков
- методы Психологической разрядки;
- навыки снятия психоэмоционального напряжения
Повышение уровня грамотности педагогов в области психо-физиологии детского возраста путем обеспечения методической литературой, буклетами и памятками по профилактике школьной тревожности и методам психоэмоциональной разгрузки
Постепенное усложнение заданий и упражнений в организации учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Индивидуальная работа психолога с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности
Беседы психолога с педагогами:
- профилактика школьной тревожности
- как создать для ребенка ситуацию успеха
- проблемы возникновения психотравмирующих ситуаций и их решение
Обеспечение родителей необходимой научно-методической литературой, памятками, буклетами по вопросам психогигиены (профилактика переутомления и формирования повышенной тревожности; методы снятия психоэмоционального напряжения, психоэмоциональной разрядки и т. д.)
Обучение родителей как в группах, так и индивидуально по вопросам оказания поддержки ребенку; возможна организация групповой формы работы с родителями детей из групп риска — «группы поддержки».
Основные тематические направления работы:
- как создать для ребенка ситуацию успеха в школе и дома
- как дозировать эмоциональные нагрузки
- коррекция психоэмоционального состояния ребенка
- оценка Психологической обстановки в семье
Заместитель директора по воспитательной работе Н.В.Анищенко
Подробнее...