План реализации проекта «Родительский университет»
в ГУО «Гимназия г. Ганцевичи»
на 2024/2025 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей с гимназией, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Задачи:
*формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
*формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
*обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
*организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и гимназии
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей
|
1.2
|
Консультация «Особенности общения с подростками»
|
20.09.2024
|
Ребковец М.В.
|
1.3
|
Консультация «Помощь ребёнку в период адаптации к школьному обучению»
|
23.10.2024
|
Ребковец М.В.
|
1.4
|
Занятие с элементами тренинга «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребёнка»
|
26.11.2024
|
Ребковец М.В.
|
1.5
|
Занятие с элементами тренинга «Агрессивное поведение ребёнка: что делать?»
|
17.12.2024
|
Ребковец М.В.
|
1.6
|
Круглый стол «Компьютерные игры: польза или вред. Безопасность детей в Интернете»
|
21.01.2025
|
Ребковец М.В.
|
1.7
|
Семинар –практикум «Учимся решать конфликты»
|
17.02.2025
|
Ребковец М.В.
|
1.8
|
Консультация «Как помочь подростку стать самостоятельным»
|
19.03.2025
|
Ребковец М.В.
|
1.9
|
Консультация «Как повысить учебную мотивацию ребёнка»
|
19.04.2025
|
Ребковец М.В.
|
1.10
|
Занятие с элементами тренинга «Как стать ребёнку другом без потери родительского авторитета»
|
17.05.2025
|
Ребковец М.В.
|
2. Проведение вебинаров, лекций, встреч, круглых столов, психолого-педагогических занятий
|
1-е классы
|
2.1
|
Лекция «Адаптация учащихся в 1-м классе»
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе
|
сентябрь
(27.09.2024)
|
Подгайская Н.А.,
Ребковец М.В.,
Кунцевич А.С.
|
2.2
|
Беседа «Режим дня ученика»
Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.
|
ноябрь
(22.11.2024)
|
Бобко С.А.,
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
2.3
|
Круглый стол «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка»
Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
|
январь
(27.01.2025)
|
Подгайская Н.А.,
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
2.4
|
Тренинг «Положительные эмоции в жизни школьника»
Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка
|
апрель
(29.04. 2025)
|
Бобко С.А,
Ребковец М.В.,
|
2-е классы
|
2.5
|
Семинар «Как родители могут помочь ребенку учиться» Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка
|
октябрь (29.10.2024)
|
Чиркун Л.В, Ребковец М.В.,
|
2.6
|
Круглый стол «Главные правила здорового образа жизни» Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья
|
декабрь (20.12.2024)
|
Галуза Т.И., Ребковец М.В., Дубина Е.В.
|
2.7
|
Лекция «Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка»
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка
|
февраль (19.02. 2025)
|
Чиркун Л. В., Ребковец М.В., Дубина Е.В.
|
2.8
|
Мастер-класс «Трудовое воспитание детей в семье»
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
|
май
(22.04. 2025)
|
Галуза Т. И, Ребковец М.В., Дубина Е. В.
|
3-е классы
|
2.9
|
Семинар-практикум «Значение школьной отметки в жизни ребёнка»
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям
|
сентябрь
( 24.09.2024)
|
Грибовская С.И., Ребковец М.В.
|
2.10
|
Лекция «Психологические и физиологические особенности третьеклассников»
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников
|
декабрь
(17.12.2024)
|
Сайко Н.В., Ребковец М.В.
|
2.11
|
Вебинар «Здоровая семья – здоровый ребенок»
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни
|
январь
(18.01.2025)
|
Грибовская С.И., Ребковец М.В.
|
2.12
|
Тренинг «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника»
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
|
апрель
(29.04.2025)
|
Сайко Н.В., Ребковец М.В.
|
4-е классы
|
2.13
|
Круглый стол. Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.
Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
|
сентябрь
(27.09.2024)
|
Расспопова С.Н., Ребковец М.В.
|
2.14
|
Лекция «Как научить своего ребенка жить в мире людей»
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие
|
декабрь
(19.12.2024)
|
Денисеня С.И., Ребковец М.В., Дубина Е.В.
|
2.15
|
Дискуссия «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов»
Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.
|
февраль
(18.02. 2025)
|
Расспопова С.Н., Ребковец М.В. Дубина Е.В.
|
2.16
|
Беседа «Книги в жизни школьника»
Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире
|
май
(22.04. 2025)
|
Денисеня С.И. Чекун С.В.
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№
|
Название раздела,
темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведения
|
ответственные
|
5-е классы
|
2.17
|
Беседа «Адаптация ребенка в новом коллективе»
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе
|
сентябрь
(20.09.2024)
|
Митрахович Т.Н.
Ребковец М.В.,
|
2.18
|
Лекция «Ребенок среди сверстников»
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
|
ноябрь
(22.11.2024)
|
Грицкевич Т.А.
Ребковец М.В.,
|
2.19
|
Круглый стол «Ваш ребенок вырос»
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста
|
февраль
(19.02. 2024)
|
Митрахович Т.Н.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.С.
|
2.20
|
Тренинг «Меры наказания и поощрения в современной семье»
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета
|
май
(20.05. 2024)
|
Грикевич Т.А.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
6-е классы
|
2.21
|
Вебинар «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи»
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка
|
сентябрь
(16.09.2024)
|
Анищенко Н. В.
Ребковец М.В.
|
2.22
|
Круглый стол «Профилактика проблемного поведения подростков»
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
|
декабрь
(13.12.2024)
|
Омельянович Т. В.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
3
|
Дискуссия «Безопасность подростков в сети Интернет»
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
|
март
(22.03. 2024)
|
Анищенко Н. В.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
4
|
Вебинар «Организация летнего отдыха подростков»
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
|
май
(16.05.2024)
|
Омельянович Т. В.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
7-е классы
|
2.23
|
Беседа «Психологические и физиологические особенности семиклассников»
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе
|
сентябрь
(24.09.2024)
|
Радюк П.В.
Ребковец М.В.,
|
2.24
|
Лекция «Профилактика правонарушений подростков»
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
|
ноябрь
(29.11.2024)
|
Шуляк Т.Н.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
2.25
|
Круглый стол «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста»
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.
Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком
|
февраль
(25.02.2024)
|
Радюк П.В.
Ребковец М.В.
|
2.26
|
Тренинг «Как повысить учебную мотивацию подростков»
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех
|
апрель
(11.04. 2024)
|
Шуляк Т.Н.
Ребковец М.В.
|
8-е классы
|
2.27
|
Семинар «Жизненные цели подростков»
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
|
октябрь
(18.10.2024)
|
Рабцевич И.А.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
2.28
|
Лекция «Как уберечь подростка от насилия»
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
|
декабрь
(20.12.2024)
|
Ковалевич С. П.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
2.30
|
Беседа «Осторожно: суицид»
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения
|
март
(20.03. 2025)
|
Рабцевич И. А.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
2.31
|
Тренинг «Культура поведения в конфликтных ситуациях»
Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.
Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.
Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов
|
май
(16.05.2025)
|
Ковалевич С.П.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
9 классы
|
2.32
|
Вебинар «Портрет современного подростка»
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе
|
сентябрь
(15.09.2024)
|
Новик М.В.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
2.33
|
Лекция «Агрессия, её причины и последствия»
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
|
ноябрь
(14.11.2024)
|
Омельянович Л. В.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
2.34
|
Дискуссия «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять»
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
|
февраль
(17.02..2024)
|
Новик М.В.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
2.35
|
Тренинг «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?»
Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков
|
апрель
(18.04.2024)
|
Омельянович Л. В.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки
проведения
|
Ответственные
|
10-е классы
|
2.36
|
Вебинар «Здоровье - это жизнь»
Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.
Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.
Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.
|
сентябрь
(12.09.2024)
|
Занько А.А.
Ребковец М.В.
|
2.37
|
Беседа «Первая любовь в жизни вашего ребенка»
Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку
|
ноябрь
(18.11.2024)
|
Шемет А.А.
Ребковец М.В.
|
2.38
|
Дискуссия «Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек»
Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.
Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.
Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.
Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья
|
февраль
(12.02.2025)
|
Занько А.А.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
2.39
|
Тренинг «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?»
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе
|
апрель
(17.04.2025)
|
Шемет А.А.
Ребковец М.В.,
Дубина Е.В.
|
11-е классы
|
2.40
|
Вебинар «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.
Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии
|
октябрь
(16.10.2024)
|
Груша И. В.
Ребковец М.В.
|
2.41
|
Конференция «Как уберечь ребенка от зависимостей?»
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.
Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей
|
декабрь
(17.12.2024)
|
Гурман Т.А.
Дубина Е.В.
|
2.42
|
Форум «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни»
Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни
|
март
(14.03.2024)
|
Груша И. В.
Ребковец М.В.
|
2.43
|
Психологический тренинг «Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?»
Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).
Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период
|
май
(06.05.2025)
|
Гурман Т.А.
Ребковец М. В.
|
3. Работа с родителями в шестой день недели
|
3.1
|
Занятие с элементами тренинга «Секреты общения с подростками»
|
28.09
|
Дубина Е. В.
|
3.2
|
КТД «Мой дом – моя крепость»
|
26.10
|
Сайко Н.В.
|
3.3
|
Игра-путешествие «Зоологическое ассорти»
|
31.11
|
Грибовская С. И.
|
3.4
|
Викторина «Мир сказок»
|
21.12
|
Чиркун Л. В.
|
3.5
|
Семинар «Если хочешь будь здоров!»
|
25.01
|
Радюк П. В.
|
3.6
|
Познавательный экскурс «Мой дом – моя семья»
|
22.02
|
Денисеня С. И.
|
3.7
|
Интеллектуальный марафон «Кладовая здоровья»
|
22.03
|
Анищенко Н.В.
|
3.8
|
Мастер-класс «Я умею, я научу»
|
25.04
|
Галуза Т. И.
|
3.9
|
Вебинар «Лето – красное, пора прекрасная»
|
24.05
|
Рабцевич И.А.
|
4. Проведение родительских собраний
|
4.1
|
Особенности образовательного процесса в гимназии в 2024/2025 учебном году
|
11.10
|
Администрация, классные руководители
|
4.2
|
Взаимодействие семьи и гимназии в формировании ответственного и безопасного поведения учащихся
|
19.12
|
Администрация, классные руководители
|
4.3
|
Взаимодействие семьи и гимназии в формировании здорового образа жизни у учащихся
|
20.03
|
Администрация, классные руководители
|
4.4
|
Организация летней оздоровительной кампании, виды летней занятости учащихся
|
15.05
|
Администрация, классные руководители
|
5. Взаимодействие с заинтересованными ведомствами
|
5.1
|
Участие в интерактивных занятиях на базе ГУО «Ганцевичский СПЦ»
|
Ежемесячно
|
Классные руководители, СППС
|
5.2
|
Приглашение представителей заинтересованных ведомств на встречи с родительской общественностью
|
Ежемесячно
|
Классные руководители, СППС
|
5.3
|
Участие в районных родительско-педагогических чтениях
|
|
Администрация, классные руководители
|
5.4
|
Размещение публикаций о реализации проекта на сайте гимназии, в СМИ.
|
|
Администрация, классные руководители
|
6. Проведение конкурсов
|
6.1
|
Участие родителей и учащихся в конкурсе поделок из природного материала
|
04 – 17.10. 2024
|
Классные руководители 1-6 классов
|
6.2
|
Конкурс творческих работ «Самым милым», посвященный Дню матери
|
08.10. – 16.10. 2024
|
Классные руководители 2-9 классов
|
6.3
|
Конкурс поделок «Рождественский сувенир»
|
01.12. – 14.12. 2024
|
Классные руководители 1-6 классов
|
7.1. Участие в реализации программы «Гармония» на базе ГУО «Социально-педагогический центр Ганцевичского района»
Организация участия родителей из семей, дети в которых признаны находящимися в социально опасном положении, или ранее признавались находящимися в социально опасном положении, в тематических встречах (согласно отдельному плану)
8. Мониторинг результативности проекта
Мониторинг результативности проекта осуществляется посредством проведения анкетирования родителей, законных представителей учащихся, педагогических работников.