Методические ресурсы

Из опыта работы

Гурман Татьяны Анатольевны,  

         руководителя ресурсного центра

 

Формирование soft-skills навыков средствами Scratch-хакатона

Мир стремительно меняется, и информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Эти изменения в значительной мере затрагивают наших детей, поскольку им предстоит жить в этом новом мире. Меня немного огорчает, что информационные технологии воспринимаются учениками через призму развлечений. Для многих представителей нынешнего молодого поколения компьютер играет ту же роль, что для представителей предыдущего играл телевизор. Наверное, неправильно, чтобы такой замечательный и мощный инструмент, как компьютер, был всего лишь игрушкой. Ведь он, в отличие от телевизора, позволяет не только потреблять контент, но и создавать новое, полезное. Полагаю, задача системы образования – помочь ученику полноценно изучить этот инструмент, продемонстрировать все его созидательные возможности, научить программировать.

Роль формирования soft-skills навыков у школьников растет и набирает стремительные обороты. Данные навыки необходимы школьников в период учебы и во время устройства на работу. Soft-skills навыки необходимо развивать и улучшать еще в школе на различных мероприятиях соревновательного типа, например, на хакатоне. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Хакатон (англ. hackathon от hacker «хакер» + marathon «марафон») — форум для разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща решают какую-либо проблему на время). Участвуя в хакатонах, ребята смогут:

1) поработать в команде и научатся учитывать мнение всех ее членов, т.е. задействован навык коммуникации и координации;

2) находить самые интересные и нестандартные, навык критического мышления;

3) распоряжаться сами своим временем и ресурсами;

4) развивать системное мышление;

5) создать свой собственный мини-продукт, навык креативности;

6) выступать и защищать свой «продукт» перед другими участниками мероприятия и жюри, навык коммуникации.

Рассмотрим формирование Soft-skills навыков на примере Scratch-хакатона по теме «Экология и здоровьесбережение (Мир чистоты, гармонии, здоровья)». Данное мероприятие было проведено в рамках родительской субботы и объединило учащихся и их родителей. Этапы мероприятия:приветствие и знакомство с участниками хакатона, объяснение основных установок на работу, краткий рассказ о работе в Scratch и примеры программ, возможности и принципы совместной работы над проектом в Scratch (создание студий), работа над проектом, презентация проектов.

Визуальная среда программирования Scratch имеет большое количество возможностей для создания проектов. В ней можно создавать анимации, открытки и даже подобие компьютерных игр. Созданные проекты можно загружать на сайт Scratch и эти проекты увидят люди со всего мира. В Scratch можно осуществлять очень много действий с выбранным объектом. Мы может видоизменять их вид, перемещать по экрану и устанавливать связь между несколькими объектами. Это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд. В данной среде можно работать как offline, так и online.

Для учащихся, посещающих объединение по интересам «Современные компьютерные технологии» был проведён хакатон «Геймплей». Учащиеся делились на команды и создавали игры, но проходило всё не совсем обычно. Сюжет игры представлял собой геймплей-сочинение. Команды получали карточки с основой сочинения, но при этом герои, место, действия, результаты игры определялись случайным образом путём выбора карточки соответствующего цвета. Таким образом, игры у всех получались разные. После работы над проектами следовала их презентация и защита, что для некоторых является самым сложным этапом в работе над проектом.

В прошлом учебном году результаты работы учащихся не остались незамеченными.

  1. Диплом 3 степени в областном этапе республиканского конкурса «Патриот»
  2. Диплом 2 степени в областном этапе конкурса «Здравствуй, мир» в номинации «Анимационный фильм»
  3. Диплом 3 степени в областном конкурсе «Я знаю Scratch»
  4. Диплом 1 степени на STEAM-фестивале в Гомеле в июне 2021 в хакатоне "Программирование в среде Scratch"
  5. Выход в финал, а, следовательно, возможность представлять Беларусь в сентябре 2021 года на V Международной олимпиаде по креативному программированию среди школьников ScratchOlimpiad 2021

Но наступает новый учебный год, а это значит новые планы…

Тема хакатона, который планирую провести, «Социальные проблемы общества». Изначально необходимо разделиться на группы по 3-4 человека и выбрать капитана команды. Каждая команда, используя прием «Мозговой штурм» генерирует все идеи по теме хакатона, и выбирают лучшую из предложенных. После написания программы, ее необходимо показать другим участникам и жюри для оценки. На каждую команду раздается план мероприятия и критерии оценивания проекта. На хакатоне ребята смогут реализовать свой творческий потенциал, поработают в команде и решат сами у кого какая роль будет. Кто-то будет генератором идей, кто-то будет креативный, а кто-то будет выступать в защиту своего мини-проекта. Для учащихся создан простор в выборе проблемы, они смогут рассмотреть свою собственную, самую актуальную на их взгляд проблему и представить ее средствами Scratch. Как только проекты будут готовы, их можно соединить в один общий проект и рассказать, какие же существуют социальные проблемы общества, по мнению школьников. На этом мероприятии ребята смогут чуть больше развить свои soft-skills навыки, посредством работы над общим проектом, и еще более углубленно разобраться в социальных проблемах общества и способах их решения.


Методический кейс

https://tanyag021983.wixsite.com/caseskt

Цифровой  методический кейс «История. ONLINE» представлен материалами программы объединения по интересам «Современные компьютерные технологии». 

Данный кейс содержит методические материалы по реализации проектов по гражданско-патриотическому воспитанию,  мониторинг  оценивания образовательных достижений учащихся в рамках проектов, сведения и материалы, отражающие участие, признание и позитивную оценку общественности, сведения, подтверждающие общественно-профессиональное признание результатов реализации проектов. Принципиальным отличием данного методического кейса является его представление в цифровом формате и организация открытого полилога по поводу решаемой проблемы в информационно-образовательном пространстве.

Представленные разделы содержат практико-ориентированные материалы по гражданско-патриотическому воспитанию с использованием современных компьютерных технологий. Методический кейс создан на основе конструктора сайтов Wix (https://uguide.ru/kak-sozdat-sajt-na-wix). В основе лежит деятельностный процесс по созданию социально значимого интернет-ресурса.

В содержание методического кейса включены разделы, которые представляют собой самостоятельные информационные блоки, в которых представлены методические материалы по организации практико-ориентированных форм работы с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию в системе дополнительного образования. Перечень и содержание разделов методического кейса может постоянно добавляться. При разработке кейса мы используем ресурсные возможности информационно-коммуникационных технологий и социальных сервисов сети Интернет. Все материалы методического кейса  систематизированы, отредактированы, оформлены и могут быть в полном объеме применены в массовом опыте.

Необходимым условием востребованности материалов методического кейса  является создание и своевременное моделирование его информационной площадки в социальных сетях (анонсы, освещение событий и мероприятий проектов, публикация анимационных материалов, созданных учащимися и родителями), тесное взаимодействие с СМИ, участие учащихся в фестивалях и конкурсах.

Наталья Анищенко, заместитель директора по ВР
Фото автора