Домашняя игротека

 Рекомендации для родителей

 «Домашняя игротека» по профилактике дисграфии (для первоклассников)

Игра с пластилином
Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.

Игра со счетными палочками или мозаикой

Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозайки.

Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткографией».

Буквы из проволоки

Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.

Занятия на прогулке

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте так же о цветных мелках, которыми можно рисовать на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.

Развиваем тактильные ощущения

Для того, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине ребенка.

Рисуем буквы в воздухе

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем, в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советую вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.
Итак, приготовьте цветные карандаши, счетные палочки или спички (предварительно отломите от них головки), проволоку, пластилин и отправляйтесь вместе с ребенком запоминать буквы.

Как помочь первокласснику, или своевременное выявление и преодоление трудностей в обучении у первоклассников

Первый класс – самый главный год в школьной жизни ребёнка. В этот период формируются навыки учебной работы, волевые качества, продолжает развиваться память, речь, так же должно возникать и укрепляться самоуважение: «Я научился! Я правильно выполнил задание! Я смог сделать сам!»

Нет первоклассника, который не мечтал бы хорошо учиться в школе, и нет учителя, который не хотел бы ему помочь. Точно так же не бывает и родителей, которые не желали бы добра своему ребёнку. Однако уже в первые школьные дни у маленьких учеников появляются разнообразные проблемы:

- плохо запоминает стихи;

- не слышит учителя;

- ходит по классу во время урока, кривляется, отвлекает других детей;

- при письме рука устаёт, дрожит, сильно напрягается;

- любое замечание учителя вызывает слёзы;

- боится отвечать у доски;

- не может сосредоточиться на задании;

- затрудняется при решении математических задач, при пересказывании текста и другие.

Как правило, такие первоклассники уже в начале школьного обучения попадают в разряд неуспевающих, а родители, и учителя зачастую склонны объяснять школьные трудности ребёнка невоспитанностью, невнимательностью, тем, что он «не старается». В действительности же за особенностями такого поведения ребёнка скрываются серьёзные причины неблагополучия в работе нервной системы.

Надеюсь, что данные рекомендации помогут учителям и родителям правильно сориентироваться в тех причинах, которыми вызваны школьные трудности первоклассников. С этой целью я выделила десять основных проблем школьной неуспеваемости и постараюсь объяснить их причины.

1.Не слышит учителя.

Если ребёнок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращённую речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить снижение физического слуха. Установить степень снижения слуха может врач - отолоринголог, а наблюдать и лечить врач-сурдолог. Кроме того, возможно, ребёнок плохо слышит из-за патологии органов дыхания.

Трудности включения в учебный процесс: ребёнок не понимает и не принимает учебную ситуацию в силу своей психологической незрелости, несформированности учебной мотивации. Он пришёл в школе играть и общаться. Многие дети не умеют себя вести в классе, их нужно этому учить.

Бывают дети, которые не могут сосредоточиться, когда в классе шумно. Такому ребёнку требуется внешняя опора – это стимулирующая помощь учителя: ободрите, похвалите, нацельте его на успех. Возможно, ребёнок физически ослаблен; в семье не обеспечивается режим дня и питания, нарушена формула сна. Ребёнку семи лет, особенно в период адаптации, необходимо спать не менее 10 часов.

2. Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи.

Очевидно, у ребёнка недостаточный уровень словесно-логического мышления. Возможно, это временная задержка развития, и ребёнку просто нужно помочь её преодолеть. Определить причины и спланировать индивидуальную работу помогут специалисты: психолог, дефектолог, логопед.

3. Ходит по классу во время урока, сидит под партой, кривляется.

Возможно, это гиперактивный ребёнок, который просто не в силах усидеть за партой даже 30 минут. Поможет смена видов деятельности, физкультминутки, релаксационные паузы. Может потребоваться и помощь невролога. Не стоит родителям подвижных детей насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Им бы набраться терпения уроки сделать. Развитие памяти, внимания, фонематического восприятия, мелкой моторики, звуко-буквенный анализ – всё это можно делать в любой обстановке: призовите свою фантазию! Это касается и учителя.

Так же может проявляться и незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков учебной деятельности или протестная реакция на сложное задание.

4. Ребёнок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе.

У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений, затруднено выполнение тонких движений руки. При письме ребёнок двигает языком или ногами, поднимает, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. Все эти непроизвольные движения, неадекватные выполняемому действию, говорят о сниженном энергетическом потенциале организма. Необходимо выполнять упражнения, повышающие и оптимизирующие функциональный статус структур мозга.

5. При письме рука устаёт, дрожит, слабеет, тяжелеет, сильно напрягается.

Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребёнок). Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх письма, страх перед оценкой (вплоть до неврозов). Атмосфера  благожелательности, положительный эмоциональный настрой в классе и дома - необходимое условие успешности таких детей. Уважаемые родители, никаких переписываний, домашнее задание выполняется один раз, после отдыха, в хорошем настроении. Есть много способов развивать мелкую моторику и укрепить мышцы кисти, не доводя состояние ребёнка до необходимости вмешательства врачей и массажистов.

6. Говорит непонятно, очень тихо.

Скорее всего, это замкнутый, стеснительный, неуверенный в себе ребёнок. Дайте ему время привыкнуть, не настаивайте сразу на развёрнутых высказываниях. Практикуйте хоровые ответы, с соревнованием по рядам. Ситуация успеха, освоение навыков общения, поощрение устной речи постепенно снимут проблему. Существуют и логофобии – боязнь собственной речи в силу каких-либо речевых нарушений. Причиной может быть и задержка психоэмоционального развития.

7. При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает».

Возможные причины: нарушение дыхательной функции из-за снижения объёма жизненной ёмкости лёгких, слабый тип нервной системы, замедленный темп деятельности. Таким же образом может проявляться дизартрия. В тяжёлых случаях можно заподозрить развитие невроза.

8. Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем.

Замедленный темп деятельности. Повышенная утомляемость, истощаемость. На уроке дайте возможность ребёнку работать в свойственном ему темпе, вместе с родителями формировать навыки организации учебного труда. Необходимо строгое соблюдение режима дня, достаточный отдых.

Отсутствие мотивации, интереса к учёбе. Необходимо разобраться в проблемах ребёнка совместно с родителями и психологом. Так же будет проявлять себя ребёнок с повышенным внутричерепным давлением (требует лечения у невролога)

9. Частые слёзы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован.

Возможно, «виноваты» индивидуальные свойства: слабость нервной системы, повышенная тревожность, неуверенность в своих силах. В этом возрасте, особенно в связи с изменением социальной ситуации (новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники), у детей может проявиться сильная привязанность и даже зависимость от матери. Возможно, ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к школьной обстановке, установить положительно-эмоциональный контакт с учителем. Учитель – главная фигура для первоклассника! Ни в коем случае не стыдите ребёнка, не сравнивайте с более успешными одноклассниками, станьте соавтором первых школьных успехов маленького человека.

10. Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст.

Недостаточный уровень развития памяти, внимания. Может быть, у ребёнка не сформирован навык произвольного запоминания. Если ребёнок плохо запоминает со слуха - ему поможет зрительная опора, работа с зеркалом, проговаривание (особенно одновременно с ритмичными движениями).

То, что мы считаем плохой памятью, может быть следствием недоразвития мыслительных процессов, недостаточности активного словаря, слабого воображения (не может представить то, о чём говорится).

Таким образом, качественное выявление причин школьной неуспеваемости позволит учителям, специалистам и родителям своевременно оказывать необходимую помощь первоклассникам и успешно компенсировать трудности в обучении.

Значение и взаимосвязь движений и речи.

Многих родителей беспокоит, что ребенок говорит плохо.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения.

1. Упражнения с пальчиками.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

- упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)
- упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)
- упражнения без предметов.

2. Упражнения с мячом.

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

Виды игр с мячом:

- игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.
- игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.
- игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов).

Как организовать логопедические занятия дома?

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.

1. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать его. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.

2. Все занятия должны строиться по правилам игры.

3. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут.

4. Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

5. Знакомьте ребенка с детской литературой.

6. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

 

Разделы сайта