О гимназии
Одно окно
Методичка
Воспитание
Библиотека
Медиацентр
Фотогалерея
Сервисы
В учебном кабинете учреждения общего среднего образования необходимо обеспечить следующее:
1. Наличие необходимых нормативных и локальных документов.
2. Соблюдение Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 №206 (далее – Санитарные нормы и правила) (в редакции от 17.05.2017 №35), «Требования при работе с видеодисплейными терминалами, электронно-вычислительными машинами», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2013 №59, норм охраны труда в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об охране труда» от 23.06.2008 в редакции Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 12.07.2013 №61-З (далее – Закон об охране труда).
3. Укомплектованность оборудованием и учебно-методическими комплексами, учебниками, дидактическими и раздаточными материалами, словарями, справочной и энциклопедической литературой в соответствии с профилем кабинета.
4. Наличие в кабинете информационных стендов, направленных на совершенствование качества образовательного процесса (например, «Сегодня на уроке», «Готовимся к ЦТ», «Готовимся к экзамену», др.).
В учебном кабинете рекомендуется иметь следующие локальные документы, утвержденные руководителем учреждения образования:
Кроме того, необходимо составить и своевременно обновлять Перечень оборудования, приборов, технических средств, пособий (в соответствии постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 №75), а также имеющихся в кабинете сверх указанного в Перечне.
В соответствии с требованиями Санитарных норм и правил (приложение 9) в учебных кабинетах должен быть в наличии Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Дополнительно для кабинетов химии и физики необходимо оформить документацию согласно требованиям Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26.
С целью рационального использования компьютерной техники в кабинетах информатики рекомендуем составить график его занятости.
Например:
смена
урок
время
пн
вт
ср
чт
пт
сб
1
8.00-8.45
10а
6б
7а
2
8.50-9.35
11а
10б
7б
11в
3
9.55-10.40
6в
10в
11б
факульт.
4
10.55-11.40
9а
6а
8а
5
11.50-12.35
9б
8б
8в
6
12.45-13.30
9в
стим
7в
14.00-14.45
14.50-15.35
15.55-15.40
объед. по инт.
15.55-16.40
16.50-17.35
17.45-18.30
7
18.50-19.35
до 20.00
План работы кабинета на _____/_______ учебный год
1. Анализ работы кабинета за прошлый учебный год.
2. Задачи на _____/______учебный год:
а) Введение в практику работы кабинета______________________________
б) Повышение качества работы предметного кабинета.
в) Создание условий для ____________________________________________
г) Пополнение материальной базы кабинета ___________________________
3. Содержание работы:
№ п/п
Что планируется
Сроки
Оценка о выполнении
Библиографическая работа:
1. Пополнение кабинета необходимой литературой
2. Составление каталога на имеющуюся литературу
Оформление кабинета:
1. Оформить стенд на тему ...
2. Оформить уголок для учеников «Учись учиться».
3. Выпустить газету ...
Оборудование кабинета
1. Подготовить инструктивные карточки для проведения
2. Оформить картотеку оборудования по темам ...
3. Изготовить раздаточный материал для ____ класса по темам:
Учебная работа
1.Организовать выставку лучших работ учеников на тему
2. Оформить стенд «Сегодня на уроке».
Организационно-хозяйственная деятельность
1 .Составить график дежурства в кабинете ...
2. Подготовить памятку для дежурного.
3. Организовать постоянное дежурство в кабинете.
Внеклассная работа
1. Организовать работу кружка ...
2. Провести вечер на тему ...
3. Провести неделю ...
4. Организовать выставку ...
5. Провести олимпиаду ...
Методическая работа
1. Разработать материалы «В помощь учителю»
СОГЛАСОВАНО
на заседании
методического совета
протокол № ___
«____» __________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
гимназии И.В.Барановская
«____» ___________ 2017 г.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ ГИМНАЗИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учебный кабинет – это учебное помещение гимназии, являющееся средством выполнения учебных программ, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образования обучающихся.
1.2. Кабинет создаётся с целью:
обеспечения деятельности гимназии по обучению учащихся;
создания условий для учителей, способствующих успешному процессу обучения;
создания условий для формирования профессиональной культуры педагогов;
развития их инициативы, творчества, повышения качества обучения учебному предмету.
Деятельность в кабинете осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением.
1.3. Основными задачами кабинета являются:
учебно-методическое обеспечение работы учителей гимназии;
создание системы методического сопровождения образовательного процесса, направленного на повышение качества обучения и заинтересованности учащихся в изучении учебного предмета;
накопление, изучение, внедрение и распространение эффективной педагогической практики, инновационных технологий в процесс обучения.
1.4. Оснащение кабинета включает в себя учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по учебному предмету, технические средства обучения.
1.5. Занятия в кабинете должны служить:
активизации мыслительной деятельности учащихся;
формированию навыков использования справочных материалов, навыков анализа и систематизации изученного материала;
формированию прочных знаний по учебному предмету, их практическому применению;
развитию у учащихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;
воспитанию высокоорганизованной личности.
1.6. Учебный кабинет создаётся исходя из потребностей образовательного процесса и объёма реализуемых учебных программ по отдельным образовательным областям.
1.7. Оборудование учебного кабинета гимназии, приобретённое на средства гимназии или спонсорские средства, является неотъемлемым имуществом гимназии, которым она распоряжается на основании Устава гимназии.
1.8. Оборудование и оснащение учебного кабинета, созданное педагогическими работниками гимназии во время их работы в штатной должности работника гимназии без привлечения личных материально-финансовых ресурсов принадлежит гимназии на праве собственности.
2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ
2.1. Наличие в кабинете нормативных документов, паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нём оборудования, приборов, технических средств, наглядных материалов и др.
2.2. Наличие плана работы кабинета на учебный год и перспективу (5 лет).
2.3. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в кабинете.
2.4. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета.
2.5. Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы кабинета).
2.6. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом по учебным предметам, средствами обучения, необходимых для выполнения образовательной программы по учебным предметам.
2.7. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям образовательных стандартов и образовательных программам.
2.8. Обеспеченность учебными пособиями, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательными программами.
2.9. Наличие и обеспеченность учащихся комплексом типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения (по профилю кабинета).
2.10. Стендовый материал кабинета должен содержать:
рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);
материалы, используемые в учебном процессе;
графики проветривания, проведения консультаций для учащихся;
государственная символика.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАБИНЕТОМ
3.1. Заведующий кабинетом назначается приказом директора гимназии.
3.2. Заведующий предметным кабинетом обязан:
анализировать состояние учебно-материального оснащения кабинета не реже чем раз в год;
планировать и организовывать систему мер, направленных на обеспечение кабинета необходимым оборудованием согласно учебным программам и установленным нормативам;
составлять план развития и работы кабинета на текущий учебный год и следить за его выполнением;
содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к предметному кабинету;
принимать меры по обеспечению кабинета материалами и необходимой учебно-методической документацией, инструкциями и т. д.;
вести учет имеющегося оборудования в кабинете;
обеспечивать сохранность имущества кабинета и надлежащий уход за ним;
обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правил поведения учащихся и учителей в кабинете, проводить и учитывать соответствующие инструктажи с учащимися с последующими отметками в журнале;
организовывать внеурочную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия и др.), отражать ее в расписании работы кабинета;
способствовать созданию банка творческих работ учащихся в учебном кабинете.
3.3. Заведующий учебным кабинетом имеет право ставить перед администрацией вопросы по совершенствованию материально-технической базы кабинета и вносить предложения в план закупок по оснащению кабинета средствами обучения.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
4.1.Занятия учащихся в предметном кабинете проводятся по расписанию, утвержденному директором гимназии.
4.2.На базе предметного кабинета проводятся учебные занятия, стимулирующие и поддерживающие занятия, индивидуальные консультации, заседания творческих групп.
4.3. Основное содержание работы учебных кабинетов:
проведение занятий по образовательной программе учебного плана, занятий дополнительного образования;
создание оптимальных условий для качественного проведения образовательного процессана базе предметного кабинета;
подготовка методических и дидактических средств обучения;
составление педагогическим работником, ответственным за организацию работы предметногокабинета, заявок на планово-предупредительный ремонт, обеспечение контроля выполнения ремонта;
соблюдение мер для охраны здоровья учащихся и педагогических работников, охраны труда, противопожарной защиты, санитарии и гигиены;
участие в проведении смотров-конкурсов учебных кабинетов;
обеспечение сохранности имущества кабинета.
5. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
5.1. Состояние учебных кабинетов контролирует администрация гимназии.
5.2. Контроль осуществляется следующим образом:
5.2.1. Перед началом учебного года проверяется соответствие кабинета санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям противопожарной безопасности; учебно-методическое обеспечение кабинета, оформление интерьера кабинета.
5.2.2. В декабре контролируется наличие в кабинете технических средств обучения, методическое обеспечение кабинета (наличие учебного оборудования, учебно-методического комплекта, дидактического материала, необходимой литературы, нормативно-правовой документации по предмету, правильность размещения и хранения учебного оборудования, оформление необходимой документации кабинета).
5.2.3. Один раз в четверть (в октябре, декабре, марте, мае) осуществляется проверка соответствия кабинета санитарно-гигиеническим нормам и требованиям:
наличие шкафов для хранения учебно-методического материала;
систематизация всего оборудования;
поддержание температурного и светового режима;
наличие необходимой документации;
наличие аптечки (кабинеты физики, химии, информатики, биологии, спортивный зал);
6. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА
6.1. По результатам смотра подводятся итоги деятельности и определяется победитель по следующим номинациям: «Лучший кабинет начальной школы», «Лучший кабинет на II и III ступенях общего среднего образования», «За позитивный опыт совершенствования учебной базы кабинета».
6.2. Принимается решение о проведении текущего ремонта, дополнительного оснащения учебного кабинета.
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Срок действия Положения не ограничен.
7.2.При изменении нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность общеобразовательного учреждения, поправки в Положение вносятся в установленном порядке.
ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нём оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
3. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др.
5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательных программ.
7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.
9. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню образовательной подготовки (стандарта образования).
10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.
11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней обязательного стандарта.
12. Наличие стендового материала учебного кабинета. Рекомендации для учащихся:
qпо проектированию их учебной деятельности;
qпо выполнению программы развития умений и навыков;
qпо организации и выполнению домашней работы;
qпо подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности.
13. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающим, с одарёнными учащимися, консультаций.
Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определённой нормативной базой, иметь в кабинете соответствующую документацию.
Вся документация кабинета химии и биологии ведется учителем (лаборантом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.
Приведём примерное название папок, которые можно иметь в кабинете химии и биологии:
Папка «Кабинет химии»
Паспорт кабинета.
Титульный лист:
1. Кабинет_______________
Школа № ______________
Адрес школы _______________________
Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом:_______________________
Назначение_______________________________________________________
2. Характеристика помещения кабинета:
а) план кабинета;
б) электроснабжение помещений;
в) вентиляция помещений;
г) газоснабжение кабинета;
д) водоснабжение, канализация;
е) освещение.
3. Оснащенность кабинета в баллах по основным показателям аттестационного листа.
Диагностическая карта учебного кабинета № _______(химия).
Школа № __________________________________________
Тип школы_________________________________________
Зав. кабинетом:____________________________________________________
(Ф.И.О., квалификационная категория, стаж работы)
Наличие
1. Паспорт кабинета______________________________________________
2. Правила поведения учащихся в кабинете химии_____________________
3. Правила техники безопасности ___________________________________
4. График работы кабинета (уроки по расписанию, расписание внеклассных занятий)_________________________________________________________________
5. План работы кабинета на учебный год______________________________
6. Перспективный план работы кабинета _____________________________
7. Административный контроль, за деятельностью кабинета, контроль за выполнением требований к кабинету со стороны МО (школьного и районного) ______________________________________________________________________
Оформление кабинета
1. Государственная символика _______________________________________
2. Материалы образовательного стандарта (нормативные документы, информационно-методические письма МО РБ, программы, календарно-тематическое планирование, информация по централизованному тестированию и т.д.)________________________________________________________________
3. Измерители стандарта ____________________________________________
4. Рекомендации для учащихся (информационные стенды) _______________
5. Работы учащихся (рефераты, творческие работы учащихся, выставки и т.д.)_________________________________________________________________
6. Действенность кабинета и его оформление:
содержание _______________________________________________________
качество _________________________________________________________
сменяемость ______________________________________________________
7. Эстетичность оформления ________________________________________
Обеспечение деятельности кабинета
1. Санитарно-гигиеническое состояние________________________________
2. Сохранность школьной мебели ____________________________________
3. Наличие современных учебно-методических комплектов, дидактических материалов __________________________________________________________
4. Наличие дидактических пособий для учителя, предметных газет и
журналов _________________________________________________________
5. Наличие раздаточного материала, его систематизация и хранение _______
6. Наличие дополнительной литературы по предмету ____________________
7.Обеспечение кабинета ТСО ________________________________________
- Акт готовности кабинета к учебному году.
- Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете химии.
- Протокол решения методического совета школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий реализации образовательной программы на 200_/200_ год.
- План работы кабинета на год.
План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно его профилю и функциональному назначению.
1-я часть: анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
2-я часть:
- задачи на новый учебный год, в которых отражаются тематическое планирование;
- обновление дидактического материала;
- составление опорных конспектов, диагностических карт, схем;
- приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы;
- сохранение материально-технической •базы кабинета;
3-я часть: методическая работа.
4-я часть: работа с учащимися.
- Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).
- Инвентарная ведомость на технические средства обучения.
- Должностная инструкция заведующего кабинетом химии.
- Обязанности лаборанта кабинета химии.
- Советы лаборанту.
Папка «Охрана труда»
В ней должны содержаться следующие документы:
1. Инструкция по охране труда для кабинетов (лабораторий) химии.
2. Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете (лаборатории) химии, разработанная на основе инструкции из правил по ОТ.
3. Указания о проведении обучения и инструктажа по охране труда.
4. Оказание первой медицинской помощи.
5. Перечень средств и медикаментов для аптечки кабинета химии.
6. Примерный план пожаротушения в кабинете химии.
7. Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ из Типового перечня для учебных заведений.
8. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, инструктажа лаборанта и студентов-практикантов.
В классе должен быть оформлен уголок по технике безопасности, где размещаются:
Папка «Нормативные документы»
Включает основные руководящие документы Министерства образования Республики Беларусь (законы, положения, инструкции, инструктивно-методические письма и т.п.)
Папка «Современные образовательные технологии»
Может содержать краткую характеристику наиболее распространенных технологий учебно-воспитательного процесса, теоретический материал по используемым учителем новым педагогическим технологиям, разработки уроков с использованием современных технологий образовательного процесса.
Папка «Программы и планирование работы учителя»
В ней содержится следующий материал:
1. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Химия, 8-11 классы. Базовый и повышенный уровни.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. Рабочие планы (могут быть в отдельных папках по разделам или темам).
4. Планы работы факультативов, кружков, курсов по выбору (обязательно название, класс, тематика и даты проведения занятий).
Папка «Мониторинг качества знаний по химии (биологии)»
Включает мониторинговое исследование по предмету за несколько лет с анализом и рекомендациями. Мониторинговое исследование проводится по следующим критериям:
Предмет
СОУ
РУД
Качество
I
II
III
IV
н/г
химия
Папка «Работа по самообразованию учителя»
Данную папку можно озаглавить и так: «Индивидуальная траектория профессионального развития педагога»
Общий стаж
Педагогический стаж
Педагогический стаж в данном учреждении
Категория
Дата последней аттестации
Дата предполагаемой аттестации
Дата
прохождения курсов
Место проведения
Тема
- Расписание уроков, кружков факультативов
- Внеклассная работа
- Награды и поощрения
Направления работы
Формы работы
Отметка о выполнении
Изучение нормативной правовой документации, научно-методической литературы по проблеме
Систематизация материала
Мониторинг состояния работы в учреждении образования по изучаемой проблеме
Методический «продукт»
Применение в практической деятельности
7. Обобщение опыта по теме самообразования
Папка «Работа с одаренными детьми»
Содержит задания республиканской олимпиады по учебным предметам, отчеты об их проведении, материалы для подготовки к олимпиадам и т.п.
Папка «Измерители образовательного стандарта»
По сути, это классификатор материалов для проверки знаний, умений и навыков учащихся, который можно оформить в виде таблиц. Например:
Контрольные работы
№ п\п
Класс
Количество
Аналогично: тесты, практические работы, лабораторные опыты, карточки для самостоятельной работы и т.п. Следует указать, где находятся те или иные работы (в какой тематической папке или отдельно, на какой полке, в каком шкафу).
В кабинете обязательно должна быть картотека имеющейся литературы. Ее можно оформить следующим образом.
Картотека учебно-методической и справочной литературы
1. Учебники и учебные пособия.
Название
Автор
Издательство
Год
издания
Количество экземпляров
2. Справочники, сборники задач.
3. Методические пособия.
4. Дополнительная литература по предмету.
5. Журналы и газеты.
Литература должна храниться в кабинете согласно данной картотеке в определенном порядке, чтобы можно было легко ее найти и удобно ею пользоваться.
Можно предложить следующие разделы:
1. Учебники.
2. Сборники задач и упражнений.
3. Сборники тестов.
4. Методика преподавания химии.
5. Химический эксперимент.
6. Занимательная химия.
7. Химия в быту и т.д.
Дидактический материал
Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными, как, например, «Периодическая таблица Д. И. Менделеева», таблица растворимости, электрохимический ряд активности металлов, окраска индикаторов в различных средах, а также использоваться для временного, краткосрочного показа.
1. Природные (натуральные) объекты: коллекции минералов, полезных ископаемых и руд, металлов, стекла, минеральных удобрений и т.д.
2. Статичные и динамичные модели (модели строения атома, молекул, кристаллические решетки и др.).
3. Таблицы (согласно Типового перечня).
4. Экранные наглядные пособия: диафильмы, диапозитивы, учебные кинофильмы и видеофильмы.
5. Раздаточный материал (инструктивные карточки к практическим работам и т.д.). Раздаточные материалы могут применяться как для фронтальной, так и для индивидуальной и дифференцированной работы учителя с учащимися.
Их также необходимо классифицировать:
Раздел, тема
Название схемы
экземпляров
Видеоматериалы
Во многих школах есть возможность использования ЭСО.
Раздел, тема урока
Название программы,
ее фрагмент
Папки «Нетрадиционные формы занятий по химии» и «Внеклассная работа по химии»
В них можно накапливать материал к проведению уроков и внеклассных мероприятий, как разработанный самим учителем, так и взятый из литературы.
Очень удобно иметь тематические папки с планами-конспектами уроков, карточками для работы на уроке, инструктивными карточками для проведения лабораторных и демонстрационных опытов и т.п. В этих же папках можно постепенно составлять список дополнительной литературы по данной теме, статей из периодической печати, методических журналов и пособий, собирать разработки конкурсных уроков коллег.
Можно предложить два варианта:
I – все папки разделить на три группы: общая химия, неорганическая и органическая химия (можно даже подобрать разный цвет). В каждом из разделов оформить папки по отдельным темам;
II – оформить тематические папки по отдельным темам курса химии для каждого класса.
Все папки должны иметь оглавление с перечнем имеющихся там материалов для удобства поиска и пользования.
Аптечка
В кабинете химии необходимо иметь укомплектованную медицинскую аптечку согласно перечню с описанием медикаментов. На упаковках препаратов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце аптечки или рядом вывешивается инструкция по оказанию первой медицинской помощи при травмах, а также номер телефона ближайшего лечебного учреждения.
Укомплектование аптечки осуществляется заведующий учебным кабинетом. В течение года необходимо систематически проверять срок годности препаратов. Перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:
1. Аммония раствор 10 %
2. Валерианы экстракт 0,02
3. Валидол 0,06 № 10 или 0,1 № 20
4. Глицерил тринитрат 0,0005 № 40
5. Дротаверина гидрохлорид 0,04 № 40
6. Йода спиртовой раствор 5 % – 10 мл или флакон 1 5 % – 1 мл № 10
7. Калия перманганат порошок для приготовления раствора 5,0
8. Кеторолак 0,01 № 10
9. Лоратадин 0,01 № 10 или Цетиризин 0, 01 № 20
10. Магния сульфат порошок для приготовления раствора для внутреннего применения 10,0 (20,0)
11. Натрия гидрокарбонат порошок для приготовления раствора 10,0 (20,0)
12. Нафазолин капли для носа 0,1 % – 10 мл или Ксилометазолина капли для носа 0,1 % – 10 мл
13. Параскофен № 10 или Цитрамон № 10
14. Парацетамол 0,5 № 10
15. Перекись водорода раствор 3 % – 40 мл (100 мл)
16. Сульфацетамида раствор 20 % – 1 мл (1,5 мл)
17. Уголь активированный 0,25 № 10
18. Бинты нестерильные: 5 м х 5 см упаковка 2 5 м х 10 см
19. Вата гигроскопическая 50,0
20. Жгут кровоостанавливающий Эсмарха
21. Лейкопластырь бактерицидный 4 х 10 см (6 х 10 см)
22. Лейкопластырь катушечный 1 х 500 см (2 х 500 см)
23. Напальчник резиновый № 10
24. Ножницы тупоконечные не менее 13 см
25. Салфетка стерильная размером не менее 10х10 № 1
26. Термометр медицинский электронный в футляре
Пожарная безопасность в кабинете химии
Для многих химических опытов необходимо нагревание. При пользовании любыми нагревательными приборами необходимо выполнять соответствующие правила техники безопасности, чтобы предупредить возникновение пожара.
При выполнении учениками опытов, связанных с нагреванием, из-за отсутствия спирта рекомендуется пользоваться сухим горючим.
Прежде чем раздавать таблетки сухого горючего, учащимся нужно рассказать о правилах пользования ими, особенно о способе тушения.
Зажигать таблетки сухого горючего надо спичками, а тушить – с помощью колпачка от спиртовок, керамическими тигельками, накрыв таблетку сверху. Недогоревшие таблетки издают довольно неприятный запах, поэтому их лучше сжигать до конца или сразу же убирать в вытяжной шкаф.
Пожарная безопасность в кабинете химии организуется в соответствии с Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ. Необходимый минимум первичных средств пожаротушения кабинетов химии включает:
- пенные огнетушители (типа ОХП–10, ОХВП–10), порошковые огнетушители типа ОП–1 ("Момент–1", "Спутник", "Момент–2", ОП–2Б), размещаемые непосредственно в кабинете и лаборантской комнате.
- закрывающийся крышкой ящик с сухими просеянным песком вместимостью 0,05 м, укомплектованный совком вместимостью не менее 2 кг песка. Вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах вместимостью 4-6 кг.
- накидки из огнезащитной ткани размером 1,2х1,8 и 0,5х0,5 м.
При загорании в кабинете химии необходимо:
- ЛВЖ и электропроводку гасить песком, огнезащитной тканью, порошковым огнетушителем;
- обесточенную проводку можно гасить водой;
- загорание в вытяжном шкафу ликвидировать первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентилятора.
Требования к кабинету географии
Кабинет – это сложная система, включающая мебель, устройства для хранения учебного оборудования, установки для хранения и использования технических средств обучения, экспозиционные материалы, учебно-методические комплекты. Комплексное использование средств обучения предполагает определенную систематизацию их в кабинете, такую, чтобы любой вид пособия можно было легко использовать. Современный кабинет географии должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся, развитию интереса к предмету «география».
Реализация деятельности подхода в обучении географии в значительной степени зависит от оснащения кабинета географии оборудованием.
Объекты натуральные: гербарии растений, коллекции горных пород, минералов и полезных ископаемых, наборы раздаточных образцов (например, полученные во время экскурсий на природные или хозяйственные объекты).
Они служат для непосредственного восприятия объектов, предметов, явлений.
Модели:
♦ демонстрационные (глобусы);
♦ магнитные (комплекты «Мировой круговорот воды», «Типы воздушных масс и др.»);
♦ макеты, имитирующие явления и процессы природы (модель вулкана, речной долины, форм и типов рельефа).
Они способствуют формированию конкретных представлений и понятий о природных объектах и явлениях, их пространственно-территориальном размещении.
Приборы: метеорологические (термометр, барометр, гигрометр, флюгер, осадкомер), теллурий, компас, нивелир, дальномер.
Приспособления: доска для магнитных пособий, набор условных магнитных знаков, планшет.
Они способствуют формированию знаний о происходящих процессах и явлениях. Учащиеся должны уметь пользоваться приборами, инструментами.
Пособия печатные: карты, атласы, раздаточные материалы (по топографии), таблицы, картины.
Они служат для раскрытия сущности и структуры объектов и явлений, особенностей их размещения.
Аудиовизуальные средства: слайд-альбомы, видеофрагменты, учебно-программные средства (компакт-диск).
Портреты путешественников и исследователей.
В кабинете могут быть и самодельные таблицы, схемы, гербарии, модели; приборы для определения географической широты места, измерения относительной высоты объектов на местности, для наблюдений за породой.
Каждый вид оборудования хранится в определенном месте, системно, исходя из возможностей школьного кабинета, т.е. так, чтобы его можно было легко использовать и учителю, и ученикам:
Экспозиция кабинета (ее тематика и содержание) может различаться в учебных учреждениях, однако ее направленность на современный учебно-воспитательный процесс остается неизменной.
В кабинете рекомендуется иметь:
В кабинете необходимо иметь документацию:
Вышеперечисленные материалы и пособия размещаются в секционных шкафах и на сменяемых тематических стендах, среди которых могут быть:
- уголок учащегося (размещаются конкретные инструкции, рекомендации, например, под рубриками «Учись учиться», «Сегодня на уроке»);
- уголок «Экологическое образование» или «экологические проблемы»; «Экология и рациональное природопользование»; «Аспекты устойчивого развития мира: повестка XXI века» и т.д.;
- географическая газета;
- краеведческий уголок.
В краеведческом уголке могут быть материалы следующего содержания:
- карты (физическая, экономическая) своей области;
- картосхема своего района с выделенными физическими, социально-экономическими объектами, процессами;
- научная, справочная, художественная литература, статьи, заметки, сообщения СМИ краеведческого характера;
- фотоматериалы, иллюстрации памятников природы и историко-архитектурных памятников;
- материалы экскурсий по изучению предприятий и природных комплексов;
- иллюстрационный материал: образцы горных пород, почв, гербарии местных растений;
- творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сообщения, другие работы исследовательского краеведческого характера; фотографии, рисунки, викторина и др.);
- календарь погоды.
На стенах кабинета могут постоянно находиться наиболее используемые в учебном процессе настенные карты: физическая полушарий, физическая (или экономическая) Республики Беларусь, политическая мира.
Кабинет географии должен быть подготовлен для использования в образовательном процессе кинофрагментов, видеофильмов, слайдов, компакт-дисков.
В кабинете создаются условия для комплексного применения средств обучения, поиск которых облегчается наличием специальной картотеки.
Критерии оценки работы кабинета географии:
Документация кабинета.
Учебный год
Оценка
Выводы и предложения
Требования к кабинету русского языка и литературы
I. Паспорт кабинета
II. Нормативно-правовое обеспечение преподавания русского языка и литературы:
III. Учебно-методическое обеспечение:
IV. Наглядность и иллюстративный материал:
V. Дидактический раздаточный материал:
VI. Методическое и дидактическое сопровождение организации проведения:
VII. Рекомендации по подготовке к разным формам учебно-познавательной деятельности (тестирования, экзаменов, зачетов, семинаров) и по организации и выполнению домашнего задания (отзыва, сообщения, рецензии, аннотации).
VIII. Образцы выполнения учащимися различных типов творческих заданий, итоги конкурсов, олимпиад.
IX. Библиографические каталоги.
X. Картотека систематизации тематического материала, публикаций предметных журналов.
XI. Фонотека, видеотека, аудио и видеозаписи.
XII. Программы и материалы на электронных носителях.
XIII. Сокровищница проведенных мероприятий:
- предметные недели; - литературные гостиные; - лингвистические праздники.
Патрабаванні да кабінету беларускай мовы і літаратуры
I. Пашпарт кабінета
II. Нарматыўнае забеспячэнне выкладання беларускай мовы і літаратуры:
III. Вучэбна-метадычнае забеспячэнне:
IV. Наглядныя дапаможнікі і ілюстрацыйны матэрыял:
V. Дыдактычны раздатачны матэрыял:
- рознаўзроўневыя заданні;
- памяткі-алгарытмы па мове і літаратуры, схемы-табліцы.
VI. Метадычнае і дыдактычнае суправаджэнне арганізацыі і правядзення:
VII. Рэкамендацыі для вучняў па падрыхтоўцы да розных формаў вучэбна-пазнавальнай дзейнасці (тэсціравання, экзаменаў, залікаў, семінараў) і па арганізацыі і выкананні дамашняга задання (водгука, рэцэнзіі, анатацыі).
VIII. Узоры выканання вучнямі патрабаванняў адукацыйных стандартаў, вынікі конкурсаў, алімпіяд, сачыненняў розных тыпаў, творчых заданняў.
IX. Бібліяграфічныя каталогі.
X. Картатэка сістэматызацыі тэматычнага і паўрочнага матэрыялу па беларускай мове і літаратуры, публікацыі прадметных часопісаў.
XI. Фанатэка, відэатэка, аўдыезапісы.
XII. Дапаможнікі, праграмы і матэрыялы на электронных носьбітах.
XIII. Скарбонка праведзеных мерапрыемстваў, тыдняў, літаратурных і лінгвістычных свят.
XIV. Вывучэнне новых нормаў беларускага правапісу.
Требования к кабинету иностранного языка
- концепция обучению иностранным языкам в учреждениях образования;
- государственный образовательный стандарт учебного предмета «Иностранный язык»;
- 10-ти бальная система оценки результатов учебной деятельности;
- инструктивно-методическое письмо МО РБ;
- программы тематического планирования по предмету и факультативам;
- кодекс РБ «Об Образовании».
3. Учебно-методическое обеспечение:
- учебники
- словари школьного типа
- адаптированная и оригинальна литература для обучения чтению;
- методические руководства к действующим учебникам;
- сборники упражнений, текстов и грамматических тестов;
- программно-методические комплексы преподавания иностранных языков.
4. Наглядность и иллюстративный материал:
- карты стран изучаемого языка;
- альбомы о странах изучаемого языка;
- грамматические таблицы и схемы;
- раздаточный материал, памятки для учащихся.
5. Дидактический материал:
Таблицы (согласно Типового перечня).
Экранные наглядные пособия: диафильмы, диапозитивы, учебные кинофильмы и видеофильмы.
Раздаточный материал (инструктивные карточки к практическим работам и т.д.). Раздаточные материалы могут применяться как для фронтальной, так и для индивидуальной и дифференцированной работы учителя с учащимися.
- схемы
схемы
- таблицы;
- коллекции;
- инструктивные карточки и т.д.
6. Видеоматериалы
Видеокассеты.
Диафильмы (аналогично).
Диапозитивы (аналогично).
Медиатека (аналогично).
Название программы, ее фрагмент
7. Методическое и дидактическое сопровождение организации проведения
- экзаменов;
- олимпиад;
- централизованного тестирования;
- внеклассной работы.
8. Рекомендации по подготовке к разным формам учебно-познавательной деятельности и по организации и выполнению домашнего задания
9. Образцы выполнения учащимися различных типов творческих заданий, итоги конкурсов, олимпиад.
Требования к кабинету физики и астрономии.
Оборудование, которым комплектуется кабинет физики, должно обеспечивать два вида физических демонстраций для классов, изучающих физику на базовом уровне:
Оборудование для физического практикума в школах и классах с расширенным и углубленным изучением физики.
- персональный компьютер;
- телевизор;
- интерактивная система или доска.
Комплект электроснабжения кабинета.
Приборы для демонстрации опытов:
- общего назначения;
- по механике;
- по молекулярной физике;
- по электричеству;
- по оптике;
- по квантовой физике.
Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты
4. Учебно-методическая литература по физике
- учебники;
- задачники;
- дидактические материалы;
- справочная литература;
- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
- печатные пособия
- плакаты;
- раздаточные материалы.
5. Оборудование астрономического уголка в кабинете физики
В астрономическом уголке должны быть следующие учебные пособия:
В кабинете физики необходимо иметь укомплектованную медицинскую аптечку согласно перечню с описанием медикаментов. На упаковках препаратов проставляется порядковый номер согласно описи. Укомплектование аптечки осуществляется заведующий учебным кабинетом. В течение года необходимо систематически проверять срок годности препаратов.
Перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:
Требования к кабинету математики
II. Нормативно-правовое обеспечение преподавания математики
III. Оснащение кабинета математики
IV. Учебно-наглядное оборудование кабинета математики
V. Учебно-методическое оборудование кабинета математики
Требования к кабинету информатики
II. Нормативно-правовое обеспечение преподавания информатики
III. Оснащение кабинета информатики
В кабинете информатики необходимо иметь укомплектованную медицинскую аптечку согласно перечню с описанием медикаментов. На упаковках препаратов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце аптечки или рядом вывешивается инструкция по оказанию первой медицинской помощи при травмах, а также номер телефона ближайшего лечебного учреждения.
Требования к кабинету трудового обучения
II. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса по трудовому обучению
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Законодательство о труде.
3. Правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности.
4. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях».
5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь о преподавании учебного предмета “Трудовое обучение. Черчение”.
6.Концепция и стандарты общего среднего образования по предмету «Трудовое обучение».
7. Критерии десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся.
8. Инструкция о республиканской олимпиаде по учебным предметам учащихся общеобразовательных учреждений обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.
9. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации общественно полезного труда для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений.
10. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации.
III. Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-методические пособия:
- программы по предмету, кружков, факультативов.
-учебники;
-словари, справочники;
- книги для чтения;
- примерное календарно-тематическое планирование
- задания для тематического контроля по техническому и обслуживающему труду V– IX классы;
- материалы для диагностики качества обучения;
-учебно-методические пособия для учителя;
-рабочие планы.
2. Дидактические раздаточные материалы:
-карточки;
-памятки-алгоритмы, инструкционные и технологические карты;
3. Методическое и дидактическое сопровождение организации и проведения:
-урочной деятельности (УМК);
-экзаменов;
-олимпиад;
-внеклассной работы по предмету (конкурсы, предметные недели и др.);
-профессиональной ориентации школьников;
-аналитические материалы учителя.
IV. Наглядные и иллюстративные материалы:
1. Плоскостные наглядные пособия:
-демонстрационные таблицы, схемы;
-инструкции по охране труда;
-раздаточные наглядные пособия: коллекции, изделия и т.д.
2. Объемные наглядные пособия:
-макеты;
-модели.
3. Пособия, программы и материалы на электронных носителях.
4. Учебно-производственное оборудование (станки, швейные машины и т.д.).
5. Аптечка.
V. Материалы, удовлетворяющие информационные и образовательные
потребности учащихся:
- рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности.
- образцы выполнения учащимися требований образовательных стандартов, результаты конкурсов, олимпиад, выполнения учащимися творческих заданий и проектов и др.
VI. Библиотека кабинета.
- периодическая печать;
-научная и научно-популярная литература;
-публицистическая литература;
- картотека систематизации тематического материала, публикаций предметных журналов и др.
VII. Оформление кабинета:
- оптимальная организация пространства кабинета: места педагога, ученических мест;
- наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, выставок работ учащихся;
- состояние мебели, оборудования;
- состояние освещенности;
-состояние кабинета в целом (пол, стены, окна).
Требования к кабинету истории
II. Нормативно-правовое обеспечение преподавания предмета:
- Кодекс РБ «Об образовании»;
- государственный образовательный стандарт учебного предмета «История», «История Беларуси», «Обществоведение»;
- концепция обучения предметам историко-обществоведческого цикла.
- программы преподавания предмета «История», «История Беларуси», «Обществоведение»;
- десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности;
- правила аттестации учащихся общеобразовательных школ;
- инструктивно-методические письма МО РБ и др.;
- инструкция о порядке формирования культуры устной и письменной речи учащихся в общеобразовательных учреждениях РБ;
- Закон РБ от 23.07.2008 г. «Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі» и др.
- хрестоматии;
- пособия для организации самостоятельной деятельности учащихся: рабочие тетради, сборники заданий, практикумы;
- диагностические материалы для самоконтроля, для определения уровня успешности усвоения учащимися компонентов содержания образования: задания, тесты, контрольные работы и др.;
- словари-справочники;
- учебно-методические пособия для учителя (Типовые учебные планы на текущий учебный год);
- исторические атласы и контурные карты.
- карточки;
- памятки-алгоритмы и др.
- урочной деятельности;
- научно-исследовательской деятельности учащихся;
- краеведческой и др. внеклассной работы по предмету.
IV. Наглядные и иллюстративные материалы.
- настенные исторические карты;
- демонстрационные картины, таблицы, схемы;
- раздаточные наглядные пособия;
- аппликации;
- альбомы.
- макеты;
- модели.
III. Диатека, фонотека, видеотека
IV. Пособия, программы и материалы на электронных носителях
V. Материалы, удовлетворяющие информационные и образовательные потребности учащихся:
- Конституция РБ;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребёнка и др.
- энциклопедии и словари;
- научная и научно-популярная литература;
- публицистическая и мемуарная литература;
- периодическая печать.
АПТЕЧКА
В кабинетах химии, физики, информатики и спортивном зале необходимо иметь укомплектованную медицинскую аптечку согласно перечню с описанием медикаментов. На упаковках препаратов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце аптечки или рядом вывешивается инструкция по оказанию первой медицинской помощи при травмах, а также номер телефона ближайшего лечебного учреждения.
26. Термометр медицинский электронный в футляре.
Папка по самообразованию
«Индивидуальная траектория профессионального развития педагога на 20 …-20… гг.»
• Теоретическая часть
Подробнее...